Устройство и технические характеристики крупногабаритного самосвала БелАЗ-75131 — изучаем со всех сторон

Серийный выпуск этого автомобиля начался в 1996-м. Данная машина является очень мощным самосвалом для карьеров, а также родоначальником новой генерации грузовых авто, имеющих электромеханическую передачу.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 206
Источник: https://gruzovik.biz/articles/belaz-75131-tekhnicheskie-kharakteristiki

Модификации

Модель БелАЗ 75131 считается частью серии БелАЗ 7513, в настоящее время представленной 7 модификациями, отличающимися типом применяемых тяговых электромоторов, силовых агрегатов и кузовов. БелАЗ 75131 выпускается в единственной версии.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 248
Источник: https://gruzovo.com/belaz-75131.html

Конструктивные особенности, область использования

Специфическая черта грузового авто БелАЗ-75131, а также аналогичной белорусской спецтехники — электромеханическая трансмиссия. Таким образом, тяговое усилие формируется в этой спецтехнике не с помощью крутящего момента мотора, а с помощью электродвигателей, которые встроены в колёса. Используется трансмиссия электромеханического типа, выпускаемая заводом БелАЗ.

Данный карьерный тяжеловес рассчитан на перевозку полезных ископаемых в рассыпной форме на технологическом пути карьера либо открытой разработки ископаемых, включая те, которые находятся в местах с тяжёлыми условиями климата.

Технические характеристики БелАЗа 130 тонн дают возможность эффективно использовать этот автомобиль для крупного проекта строительства производственного либо гидротехнического объекта, а также для строительства масштабной магистральной линии либо для технологического цеха на перерабатывающем комбинате-гиганте.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 958
Источник: https://gruzovik.biz/articles/belaz-75131-tekhnicheskie-kharakteristiki

Технические характеристики БЕЛАЗ-75131

Мощность в 1 600 «лошадей» (1 194 кВт) обеспечивает 4-тактный двигатель Cummins КТА 50-C с V-образным расположением цилиндров и газотурбинным наддувом. Максимальный крутящий момент силового агрегата при 1 500 об/мин составляет 6 292 Н*м. Удельный расход топлива — 208 г/кВт*ч, это значит, что за час самосвал потребляет примерно 100-120 л топлива. ДВС запускается пневмостартерной системой, есть также жидкостный предпусковой подогрев. Очистка воздуха происходит в три стадии (фильтрующие элементы сухого типа). Отработавшие газы выходят через кузов. Смазка деталей двигателя происходит под давлением (циркуляционная система с «мокрым» поддоном). Охлаждение мотора — жидкостное с принудительной циркуляцией. Масло охлаждается при помощи водомасляного теплообменника.

Технические характеристики двигателя Cummins КТА 50-C

Номинальная мощность при 1 900 об/мин 1 194 кВт (1 600 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 500 об/мин 6 292 Н*м
Удельный расход топлива 208 г/кВт*ч
Количество цилиндров 16
Рабочий объем цилиндров 50,3 л
Диаметр цилиндра 159 мм
Ход поршня 159 мм

Трансмиссия самосвала БЕЛАЗ-75131 представлена электроприводом (переменно-постоянный ток) с тяговыми электродвигателями (2 шт.) и генератором, двухступенчатыми планетарными редукторами электромотор-колес с прямозубыми шестернями, приборами контроля и системой управления. На выбор клиента могут устанавливаться три варианта генераторов (ГСН-500, СГТ-1000 и ГСТ-1) и два варианта электродвигателей (ЭК-590 и ЭДП-600). Карьерный самосвал способен развивать скорость до 50 км/ч.

Максимальная скорость 50 км/ч
Передаточное число редуктора мотор-колеса 30,36
Ход поршня переднего цилиндра 320 мм
Ход поршня заднего цилиндра 190 мм

Подвеска у БЕЛАЗ-75131 — зависимая для ведущего моста и передней оси (установлены продольные рычаги с центральным шарниром). Пневмогидравлические цилиндры (масло и азот) имеют встроенные гидравлические амортизаторы. Ход поршня переднего цилиндра составляет 320 мм, заднего — 190 мм. Управление самосвалом осуществляется при помощи гидрообъемного рулевого механизма. Как и все большегрузные модели белорусского производства, БЕЛАЗ-75131 оснащен рабочей тормозной системой, стояночной, вспомогательной и запасной. На передних и задних колесах установлены сухие дисковые рабочие тормоза с авторегулированием зазора. Стояночный тормоз — дисковый с пружинным приводом и гидравлическим управлением. Электродинамическое торможение электродвигателями в генераторном режиме используется в качестве вспомогательной системы.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 2553
Источник: https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz

Руководство по эксплуатации и ремонту

Грузовики можно эксплуатировать только на дорогах с твердым покрытием с уклоном не более 8%. Скорость грузовика на участках с уклоном не должна быть более 25 км/ч. Автомобили можно использовать в комплексе с экскаватором, имеющим объем ковша 6-8 м³. Высота падения горной породы на платформу должна быть не больше 2,5 м, а вес породы — не более 2,5 т.

К управлению самосвала допускают только тех водителей, которые изучили устройство и инструкцию по эксплуатации грузовика. Водители должны иметь удостоверение на право управления. Необходимо выполнять правила эксплуатации техники, использования смазочных материалов, регулярного техобслуживания и проведения ремонта.

При наличии признаков неисправности рулевого управления их нужно устранить или заменить детали. При неисправности оси нужно уменьшить на нее нагрузку.

Если возникла неисправность предохранительного клапана гидросистемы, надо заменить клапан. При медленной реакции управления на поворот руля нужно починить или заменить насос.

Если происходит смещение грузовика при движении в сторону, то повреждена тяга, ее надо заменить и проверить передние колеса.

Если в гидросистему попал воздух, то это могло произойти из-за низкого уровня масла, неисправности насоса, попадания воздуха через уплотнитель. При этом нужно определить и ликвидировать имеющуюся неисправность.

При поломке пружин рулевого механизма их следует заменить. При изгибе штока гидроцилиндра его заменяют. При износе системы рулевого механизма заменяют рулевой узел.

Если вращение происходит медленно, значит, произошел износ уплотнителя поршня гидроцилиндра.

Нужно заменить уплотнитель. Если руль свободно крутится без ответной реакции колес, то произошло повреждение шлангов, их надо заменить. Если происходит заклинивание руля, значит, в золотниковую пару попала грязь. Нужно разобрать рулевой узел и промыть детали. При вибрации руля — неправильно подключен трубопровод управления, надо исправить его подключение.

Если заклинил поршень тормозного узла, нужно устранить неисправность. Плохая работа тормозов может быть вызвана большим зазором между тормозным диском и накладками.

Если колодки замаслены, то произошел износ крана тормоза. При этом надо отрегулировать зазор. Если происходит резкое падение давления при торможении, то нужно уменьшить давление.

Если упало давление азота в гидроаккумуляторе, это может быть вызвано нарушением герметичности между полостями масла и газа. Нужно проверить утечку при помощи мыльной пены.

При обнаружении утечки устранить повреждение соединения.

Система охлаждения двигателя должна поддерживать необходимую температуру жидкости. Если такая температура не поддерживается, то не хватает объема охлаждающей жидкости, произошло отложение накипи, загрязнились радиаторы, неисправны термостаты или водяной насос. При этом надо выполнить промывку системы охлаждения мотора, если необходимо, то заменить охлаждающую жидкость.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2915
Источник: https://spectekhnika.info/belaz-75131/

Устройство

Основу конструкции БелАЗ 75131 составляет сварная рама из низколегированной стали. В местах наибольших нагрузок используются литосварные элементы. Кузов автомобиля имеет сварную ковшовую конструкцию и оборудован механизмом обогрева отработанными газами и защитным козырьком. Также присутствует система механического застопорения, камневыталкиватели и камнеотбойники. В начальной комплектации устанавливаются:

  •  система отопления и кондиционирования;
  •  система комбинированного пожаротушения, дополненная дистанционным включением;
  •  система видеообзора;
  •  сигнализация, оповещающая о приближении к высоковольтной линии;
  •  система контроля загрузки;
  •  система контроля давления в шинах.

БелАЗ 75131 – заднеприводный самосвал с 2 тяговыми электромоторами, воздействующими на ведущие колеса. Мотор и колесо фактически представлены одной конструкцией (неслучайно их называют электромотор-колесо). Задняя подвеска является зависимой с продольными рычагами с центральным шарниром. Передняя подвеска также зависимая с поворотными кулаками, закрепленными на передней балке посредством шкворней. В задней и передней подвеске присутствуют цилиндры-амортизаторы, но спереди они не взаимозаменяемые и отличаются по габаритам.

В сочетании с зависимым механизмом направляющего аппарата подвеска БелАЗ 75131 обеспечивает плавный ход и устойчивость на дороге. Используемая в конструкции кинематическая схема позволяет направлять усилие к ступицам колес сразу от первого и второго рядов редуктора, что сокращает нагрузки и увеличивает ресурс работы.

В автомобиле используется бесступенчатая электромеханическая трансмиссия, в состав которой входят электропривод переменно-постоянного тока, дополненный тяговым генератором, микропроцессорная система управления, редукторы связки электромотора и колеса (двухступенчатые с прямозубыми шестернями), элементы регулирования и приборы контроля. Конструкция трансмиссии исключает элементы и узлы, подвергающиеся механическому износу.

Гидравлическая система БелАЗ 75131 сочетает в себе гидросистемы рулевого управления, опрокидывающего механизма и тормозов. За счет этого удалось унифицировать гидропривод и уменьшить число узлов. Использование регулируемых насосов, оборудованных автоматами разгрузки, позволяет отказаться от радиаторов охлаждения. Эффективность работы гидросистемы впечатляет: опускание платформы выполняется за 18 секунд, поднятие – за 20 секунд.

На всех колес автомобиля установлены дисковые тормозные элементы с гидравлическим приводом. В системе присутствуют 2 раздельных контура и система авторегулировки величины зазора. Помимо традиционных тормозов, имеется вспомогательный электродинамический тормоз, где торможение выполняется системой «электромотор-колесо».

БелАЗ 75131 сделан в классическом для аналогичной техники форм-факторе, предусматривающем массивную головную часть, кабину с высокой посадкой, смещенную в левую часть, и объемный кузов.

Кабина БелАЗ 75131 оборудована каркасом безопасности и отвечает нормам стандарта ROPS, что позволяет использовать самосвал не только в России, но и в зарубежных странах. Двери открываются в обратную сторону. Водительское пневмо-подрессоренное кресло имеет несколько механизмов настройки и отличается высоким уровнем комфорта. Дополнительное кресло предельно простое с возможностью складывания. Рядом с сиденьем водителя находится столик, позволяющий принимать пищу. КПП в салоне отсутствует, но есть селектор выбора режима эксплуатации (реверсор). Также присутствует третья педаль, являющаяся электродинамическим тормозом. Рулевое управление – 2-контурное гидрообъемное.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 3578
Источник: https://gruzovo.com/belaz-75131.html

Отзывы

Отзывы об автомобилях этого производителя отсутствуют во всемирной паутине. Ведь этих машин вообще не так уж много, а их водители и владельцы, по всей видимости, не любят писать отзывы в интернете. Доступны лишь отзывы, написанные журналистами, ездившими на этих самосвалах (исключительно как пассажиры-наблюдатели, ведь для того, чтобы допустили к рулю, нужно пройти соответствующее обучение).

По их отзывам можно сделать вывод, что 130 и больше тонн — довольно серьёзный показатель. Настолько сильно нагруженный автомобиль нереально «вытянуть» в случае заноса на ледовом покрытии либо на скользкой почве, его нельзя мгновенно остановить в экстремальной ситуации. По этой причине даже в случае уклона в 12% на спуске максимальная допустимая скорость езды не превышает 24 км/ч.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 788
Источник: https://gruzovik.biz/articles/belaz-75131-tekhnicheskie-kharakteristiki

Гидросистема

Гидравлика модели БЕЛАЗ-75131 представляет собой объединенную систему опрокидывающего механизма, тормозного и рулевого. В подъеме кузова задействованы аксиально-поршневой масляный насос с переменной производительностью и 3-ступенчатые телескопические цилиндры (одна ступень двойного действия).

Время подъема кузова 20 с
Время опускания кузова 18 с
Максимальное давление в гидросистеме 18 МПа
Максимальная производительность насосов при 1 900 об/мин 474 куб.дм/мин
Степень фильтрации 10 мкм
Тормозные резисторы УВТР 2х600
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 535
Источник: https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz

Видеообзор

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 12
Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/karernyj-bogatyr-belaz-75131/

Габариты и масса

Длина 11,5 м
Ширина 6,4 м
Высота 5,9 м
Радиус поворота 13 м
Габаритный диаметр поворота 28 м
Угол поворота управляемых колес 42°
Ширина колесной базы 5,3 м
Масса без груза 107,1 т
Полная масса 237,1-243,1 т
Грузоподъемность 130-136 т
Блок: 6/11 | Кол-во символов: 252
Источник: https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz

Цена самосвала

Стоимость карьерного самосвала БелАЗ-75131 является оптимальной по соотношению цена-качество и составляет порядка $478 200 .

Использование карьерных самосвалов БелАЗ 75131 в горнодобывающей промышленности показало высокую эффективность и функциональность использования грузовиков этого типа. Оптимальное возможное соотношение цены и качества, надёжность и безопасность эксплуатации, небольшой расход топлива и хорошая производительность позволили получить автомобилям БелАЗ 75131 широкое распространение на больших производственных объектах.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 556
Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/karernyj-bogatyr-belaz-75131/

Кабина и кузов

Двухместная кабина с пневмоподрессоренным регулируемым водительским сиденьем и двумя дверями соответствует стандартам EN 474-6 и EN 474-1. Рабочее место водителя отвечает требованиям ROPS. Уровень шума в кабине не превышает 80 дБ.

Ковшовый сварной кузов (FOPS) оснащен обогревом отработавшими газами двигателя, защитным козырьком, камневыталкивателями, а также устройством для механического стопорения в поднятом положении.

Объем кузова

Геометрический С «шапкой»
40 м3 67 м3
45,5 м3 71,2 м3
50,1 м3 75,5 м3
55 м3 80 м3
59,6 м3 84 м3
103,8 м3 134,8 м3
Блок: 7/11 | Кол-во символов: 568
Источник: https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz

Цена нового и б/у

Официальные цены на БелАЗ 75131 не разглашаются. Приблизительная стоимость новой модели начинается от 478 тысяч долларов.

Аналоги

К аналогам БелАЗ 75131 можно отнести другие модели серии БелАЗ 7513.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 217
Источник: https://gruzovo.com/belaz-75131.html

Заправочные емкости

Топливный бак 1 900 л
Система охлаждения двигателя 320 л
Система смазки двигателя 195 л
Гидравлическая система 510 л
Редукторы мотор-колес 92 л (46х2)
Передние цилиндры подвески 63,2 л (31,6х2)
Задние цилиндры подвески 58,2 л (29,1×2)
Блок: 8/11 | Кол-во символов: 256
Источник: https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz

Комплектация

Стандартная комплектация самосвала БЕЛАЗ-75131 предусматривает установку предпускового подогревателя, централизованной смазочной системы, камневыталкивателей, отопительно-кондиционерного блока, контрольных систем давления в шинах, загрузки и топлива, сигнализации приближения к высоковольтной линии передач, системы видеообзора, а также системы комбинированного пожаротушения с дистанционным включением и подсистемой на заднем мосту.

Дополнительно машину можно оснастить камнеотбойниками, футеровкой днища кузова, топливным баком с подогревом и заправкой Wiggins, заправочным центром, сиденьем повышенной комфортности, а также системой пожаротушения, только уже с автоуправлением.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 694
Источник: https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz
Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 17191
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://maxi-exkavator.ru/excapedia/technic/75131_belaz: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 4858 (28%)
  2. https://gruzovo.com/belaz-75131.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 5322 (31%)
  3. https://spectekhnika.info/belaz-75131/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2915 (17%)
  4. https://gruzovik.biz/articles/belaz-75131-tekhnicheskie-kharakteristiki: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 1952 (11%)
  5. https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/karernyj-bogatyr-belaz-75131/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2144 (12%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 Комментарий

Добавить комментарий