У этого термина существуют и другие значения, см. БелАЗ.
У этого термина существуют и другие значения, см. Торпедо-БелАЗ.
БелАЗ-540А — советский большегрузный самосвал для перевозки грунта, вскрышных пород и руды на стройках и карьерных разработках.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%90%D0%97-540%D0%90
Содержание
Назначение и особенности машины
Агрегат грузоподъемностью 27 т и емкостью кузовной платформы 15,3 м3 разрабатывался как замена грузовому самосвалу МАЗ-525.
Машина проектировалась для перемещения загруженной 3-4-кубовым ковшом экскаватора горной массы в тяжелых условиях технологических дорог карьеров. Серийно БелАЗ-540 и его модификации производились с 1965 по 1975 г.
Особенностями машины являются:
- Совокупность технических решений для эффективной работы в тяжелых условиях горного производства.
- Плавность хода в загруженном и порожнем состоянии, обеспеченная подвеской пневмогидравлического типа.
- Впервые примененная для серийных машин гидромеханическая передача.
- Компоновка кабины рядом с двигателем дала возможность уменьшить колесную базу и габаритные размеры машины, что позволило обеспечить высокие параметры устойчивости и маневренности грузовика.
- Ковшового вида грузовая платформа существенно понизила параметры центра тяжести устройства, обеспечила устойчивость к опрокидыванию, а также удобство погрузочных работ.
- Найденные конструкторами решения по управлению машиной, компоновке узлов, организации силового привода, системы тормозов, обогрева кузова выхлопом двигателя позволили использовать агрегат как базу для развития крупнотоннажной линейки грузовиков БелАЗ.
Источник: http://magistraltrade.ru/obzor-karernogo-samosvala-540.html
BelAZ-540(A) технические характеристики и подробный обзор первого карьерного самосвала «БелАЗа» с его фотографиями
БелАЗ-540 – первенец завода «БелАЗ», полностью разработанный в стенах собственного заводского конструкторского бюро. Работа над 540-м началась в 1960 году, когда стало очевидно, что устаревшие самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 уже не удовлетворяют запросам бурно развивающейся горнодобывающей промышленности СССР.
При проектировке БелАЗ-540 советские инженеры использовали целый комплекс новых технических решений, существенно повышавших эффективность самосвала в сравнении с предшественниками и большинством зарубежных аналогов.
Полевые испытания БелАЗ-540 начались уже в 1961 году, а на конвейер эта машина встала в 1965 году (через два года пережив первую модернизацию – получив имя-индекс «540А»).
В дизайне БелАЗ-540 были впервые заложены узнаваемые черты нетрадиционных пропорций, которые и ныне присущи большинству карьерных самосвалов, выпускаемых под брендом «БелАЗ».
Массивный капот, смещенная в сторону высокопосаженная кабина с наклонным лобовым остеклением, кузов треугольного профиля с большим козырьком – все это классические атрибуты БелАЗов, известные уже более полувека.
В длину БелАЗ-540 достигал 7.25 м, его ширина вписывалась в рамки 3.48 м, а высота упиралась в отметку 3.58 м. Колесная база самосвала составляла 3550 мм, клиренс был равен 475 мм.
При полной загрузке масса самосвала достигала 48 тонн.
Компоновка БелАЗ-540 впервые в истории предусматривала изначальное использование самосвала в самых тяжелых условиях эксплуатации по техническим дорогам карьеров и разрезов, что потребовало от инженеров-разработчиков немалых усилий по интеграции самых передовых на тот момент инноваций в конструкцию шасси. Именно поэтому БелАЗ-540 стал первых советским грузовиком, получившим гидропневматическую подвеску.
Кроме того, при его сборке использовался двухступенчатый винтовой рулевой механизм вместо классического шарикового, устанавливались гидромеханическая трансмиссия и планетарные редукторы новой конструкции в ступицах колес, а рама специальной формы получила сварную коробчатую структуру.
Все это позволило добиться феноменальных значений использования полезной нагрузки: на 1 тонну перевозимого груза приходилось лишь 800 кг собственного веса самосвала, а это на тот момент было одним из лучших мировых результатов.
БелАЗ-540 оснащался 15-кубовым кузовом, а его грузоподъемность достигала 27 тонн – что обеспечивало до 70% прироста производительности в сравнении с МАЗ-525.
- Первый карьерный большегруз БелАЗ-540 изначально оснащался 12-цилиндровым дизельным силовым агрегатом Д-12А, рабочий объем которого составлял жуткие 38,88 литра. Этот мотор, созданный на базе танкового движка В-2, выдавал до 375 л.с. мощности, но поглощал до 125 литров топлива на 100 км.
- В 1967 году его заменили на более современный дизель ЯМЗ-240, в активе которого также было 12 цилиндров, но уже с совокупным рабочим объемом 22,3 литра. Этот двигатель выдавал не более 360 л.с. мощности, но был куда экономичнее – 100 литров расхода на 100 км пути.
Тяга от мотора передавалась через трехрежимную гидромеханическую КПП и повышающий редуктор — на задний мост.
БелАЗ-540 мог разгоняться до 55 км/час.
Для обеспечения плавности движения и сохранения управляемости при езде по неровным технологическим дорогам БелАЗ-540 комплектовался передней и задней гидропневматическими подвесками с упругим пневмоузлом поршневого типа, плунжерным насосом и гидропневмоамортизаторами.
Рулевое управление дополнялось усилителем, объединенным с гидравлическим контуром механизма подъема грузовой платформы.
Тормозная система самосвала БелАЗ-540 пневматическая, с барабанными механизмами на всех колесах.
Источник: https://truck.ironhorse.ru/belaz-540a.html
Характеристики:
БелАЗ-540 | БелАЗ-540 А | ||
Производитель: | Беларусский автомобильный завод. | ||
Годы пр-ва: | 1965-75 гг. | 1967-75 гг. | |
Сборка: | «БелАЗ» | ||
Класс: | Большегрузный. | ||
Длина: | 7250 мм. | ||
Ширина: | 3480 мм. | ||
Грузоподъемность: | 27000 кг. | ||
Масса в снаряженном состоянии: | 20925 кг. | ||
Полный вес: | 48000 кг. | ||
База: | 3550 мм. | ||
Минимальный дорожний просвет: | 475 мм. | ||
Размер шин: | 18,00-25 | ||
Расход топлива: | 100 л/100км. | ||
Максимальная скорость: | 55 км/ч. | ||
Двигатель: | БелАЗ-540 А: ЯМЗ-240, дизельный, V-образный, четырехтактный, двенадцатицилиндровый | ||
Объем двигателя: | 22.3 л | ||
Степень сжатия: | 16.5 | ||
Максимальная мощность: | 360 л.с. | ||
Степень сжатия: | 16.5 | ||
Главная передача: | Центральная, одинарная и планетарные редукторы в ступицах колес | ||
Рулевой механизм: | Двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем |
Форма для отправки
короткого
сообщения закрыть X
Если Вы хотите прикрепить файл или отправить статью, то можете сделать это самостоятельно на адрес — [email protected]
С уважением администрация сайта.
Источник: https://autohis.ru/belaz-540.php
Силовая установка
540-я модель комплектовалась 12-цилиндровым четырехтактным дизельным мотором Д-12А (танковый В-2).
С 1967 г. на модели 540А появился четырехтактный V-образный агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-240. Безнаддувный с 12-ю цилиндрами объемом 22,3 л, с системой питания из насосных агрегатов низкого и высокого давления.
Расход горючего сократился со 125 литров до 100 на пробег в 100 км, существенно уменьшилось потребление смазочных материалов. Унификация с ярославскими моторами 236 и 238 моделей создала условия более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.
Система охлаждения дизеля, работающего в нагруженном режиме, состоит из водяного и масляного радиаторов шестирядной конструкции, обдуваемых двумя производительными вентиляторами.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/belaz/obzor-karernogo-samosvala-540.html
Силовая передача
Вращение вала дизеля через редуктор трехвального исполнения, гидротрансформатор, гидромеханическую КПП, карданную передачу передается на задний мост.
Конструкторы выбрали схему гидротрансформатора в одну ступень с парой изготовленных из алюминия реакторных колес, которая обеспечивает коэффициент трансформирования, равный 3,5.
КПП на три режима, набор шестерен смонтирован на двух валах, переключение передач фрикционным механизмом с приводом от гидравлики. Управление коробкой осуществляется через золотниковое устройство, открывающее и перекрывающее давление масла на исполнительные устройства фрикционов.
Использование механогидравлической схемы силовой передачи позволило снизить динамические нагрузки на ее элементы, существенно увеличить параметры надежности и долговечности механизма.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/belaz/obzor-karernogo-samosvala-540.html
Это интересно: Устройство и технические характеристики крупногабаритного самосвала БелАЗ-75131 — изучаем со всех сторон
История
Работа над новым большегрузным самосвалом, призванным заменить устаревший МАЗ-525, началась в только что созданном КБ Белорусского автомобильного завода в Жодино в конце 1950-х годов. В это время в мировой практике начали появляться карьерные самосвалы особой компоновки, отличавшиеся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшового типа. Всё это позволяло значительно повысить грузоподъёмность таких машин, увеличить их производительность, манёвренность, а также создавать целый ряд самосвалов перспективной грузоподъёмностью до 75 тонн и выше. Оригинальный и запоминающийся дизайн будущего автомобиля был разработан художником-конструктором Валентином Сергеевичем Кобылинским.
Первый опытный образец (имевший четыре головные фары) был построен на заводе в 1961 году. Его можно увидеть в известной советской кинокомедии «Королева бензоколонки» (1962). Успешно пройдя испытания, новый БелАЗ-540 был рекомендован к производству, которое началось в 1965 году. В 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А.
Автомобили эти были очень востребованы по всему СССР, а также отправлялись на экспорт. Производство модели 540А продолжалось почти два десятилетия, пока в 1985 году она не была заменена на более совершенную 30-тонную модель БелАЗ-7522.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%90%D0%97-540%D0%90
Описание
Самосвал эксплуатируется на специально построенных дорогах. Это был грузовой автомобиль с гидропневматической подвеской колёс, объединёнными гидросистемами усилителя руля (ГУР) и подъёмника кузова, установлены винтовой рулевой механизм, гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска заднего и переднего мостов. В кузов загружалось до 15 кубометров груза.
Рабочие технические характеристики
- радиус поворота (по колее внешнего переднего колеса) – 8,5 м.
- угол опрокидывания кузова – 55°
- время опрокидывания гружёного кузова – 25 сек.
- запас топлива – 400 л.
- число мест в кабине – 1
Это первый советский автомобиль, удостоенный Государственного знака качества.
Источник: https://mtz-80.ru/bez-rubriki/belaz-540-tehnicheskie-harakteristiki
Обзор карьерного самосвала БелАЗ-540
У этого термина существуют и другие значения, см. БелАЗ.
У этого термина существуют и другие значения, см. Торпедо-БелАЗ.
БелАЗ-540А | |
---|---|
Производитель | СССРБелорусский автомобильный завод, г. Жодино |
Годы производства | 1967—1985 |
Сборка | БелАЗ |
Класс | карьерный самосвал |
Тип кузова | грузовик |
автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая | |
Длина | 7250 мм |
Ширина | 3480 мм |
Высота | 3580 мм |
Клиренс | 0,48 м |
Колёсная база | 3550 мм |
Колея задняя | 2400 мм |
Колея передняя | 2800 мм |
Масса | 20,92 т |
Грузоподъёмность | 27 т |
← БелАЗ-540 БелАЗ-7522 → |
БелАЗ-540А — советский большегрузный самосвал для перевозки грунта, вскрышных пород и руды на стройках и карьерных разработках.
Источник: https://mtz-80.ru/bez-rubriki/belaz-540-tehnicheskie-harakteristiki
Развитие линейки
При всех достоинствах 540-й модели эксплуатация грузовика выявила ряд проблем, требующих решения в последующих модификациях:
- Улучшение эргономических параметров кабины.
- Повышение эффективности работы подвесок.
- Подбор материалов и компонентов гидромеханической передачи и пневмогидравлической подвески с ресурсом эксплуатации, общим для машины.
- Оптимизация конструкции узлов, снижение веса механизмов, повышение их надежности.
- Формирование ряда унифицированных механизмов и узлов в линейке самосвалов БелАЗ.
- Поиск новых компоновочных решений для снижения нагрузок на раму и другие узлы.
Следующей серийной моделью стал 40-тонный БелАЗ-548. Совместно с Ярославским моторным заводом был разработан и освоен производством 75-тонный БелАЗ-549 с принципиально новым видом электрического привода «мотор-колесо».
Тяговый электродвигатель и редуктор планетарного типа встраивались в ступице колеса. В силовом агрегате инженеры пытались заменить пару «дизель-генератор» на «газовая турбина-генератор». Эксперимент был признан неудачным из-за возросших затрат на горючее.
К 1985 году завод выпускал агрегаты грузоподъемностью от 30 до 120 тонн. Были изменены цифровые индексы – модель 540 стала обозначаться как 7510, 540А стала 7522.
К концу десятилетия появился новый модельный ряд с 80-, 110-, 120-, 180-тонной загрузкой и электроприводом «мотор-колесо», индексы агрегатов 7549, 7519, 7512, 75214.
В 90-х годах базовыми машинами стали БелАЗы-57131 с загрузкой в 130 тонн и силовой установкой, состоящей из дизельного мотора «Камминс» на 1 600 л. с., агрегатированного с генерирующим устройством, и пятидесятипятитонник БелАЗ-7555 с ярославским дизелем на 730 л. с.
Летом 2014 г. карьерный БелАЗ-75714, способный перевезти 450 т горной массы, начал технологические перевозки на открытых разработках угольного карьера «Черниговец».
В Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) эффективно эксплуатируются около 50 БелАЗов с загрузкой 320 и 360 т. Созданы сервисные и сборочные центры, локализовано производство кузовов, гидравлического оборудования.
Карьерный автомобиль БелАЗ-540 эксплуатировался несколько десятилетий. Надежность, долговечность, хорошие технические параметры и приемлемая цена сделали агрегат основным средством механизации вывозки горной массы из разрезов в 60-х и 70-х годах XX века.
Машина неоднократно отмечалась дипломами и медалями советских и зарубежных автовыставок, ей присвоен Всесоюзный Знак качества. Грузовик стал основой для разработки всего модельного ряда горного транспорта БелАЗа.
О том, как развивались самосвалы БелАЗ, вы узнаете из следующего видео:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
НАЙТИ И ЗАВЕСТИ. Белаз 7540. Тест-драйв мега грузовика.(BELAZ 7540)
Источник: https://mtz-80.ru/bez-rubriki/belaz-540-tehnicheskie-harakteristiki
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%90%D0%97-540%D0%90: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1630 (12%)
- https://mtz-80.ru/bez-rubriki/belaz-540-tehnicheskie-harakteristiki: использовано 3 блоков из 14, кол-во символов 4134 (30%)
- http://magistraltrade.ru/obzor-karernogo-samosvala-540.html: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 1279 (9%)
- https://autohis.ru/belaz-540.php: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1600 (11%)
- http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/belaz/obzor-karernogo-samosvala-540.html: использовано 2 блоков из 12, кол-во символов 1566 (11%)
- https://truck.ironhorse.ru/belaz-540a.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3727 (27%)