Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.
Источник: https://spectekhnika.info/zil-131/
Содержание
- 1 1 Введение
- 2 Технические характеристики
- 3 История и модификации
- 4 2 Подготовительные работы, проводимые перед установкой дизельного двигателя на автомобиль
- 5 Двигатель
- 6 Установка коробки переключения передач (КПП)
- 7 Тест Драйв ЗИЛ 131
- 8 В сувенирной индустрии
- 9 ЗИЛ-131: 3206-1700010-41 (Vmax=83 км/ч), 5301-1700004-30 (Vmax=70 км/ч), 3205-1700010 (Vmax=83 км/ч).
- 10 Установка дизельного двигателя на автомобиль
- 11 Цена нового и б/у ЗИЛ 131
- 12 Установка трубопроводов НШ и бачка ГУРа
- 13 Установка охладителя наддувочного воздуха и воздухопроводов
- 14 Подключение масляного радиатора
- 15 Подключение водяного радиатора
- 16 Подключение системы питания двигателя
- 17 Подвод топлива осуществляется от топливного бака к фильтру грубой очистки топлива, от фильтра грубой очистки топлива к топливоподкачивающему насосу ТНВД .
- 18 Отвод топлива осуществляется от корпуса топливного насоса высокого давления в бак автомобиля для дополнительного прогрева топлива в баке в условиях отрицательных температур и удаления воздуха попадающего в топливную систему двигателя.
- 19 Установка датчиков системы смазки и охлаждения дизельного двигателя
- 20 Датчик температуры охлаждающей жидкости ДУТЖ-02 устанавливается на головке цилиндров двигателя за 4 форсункой под резьбу К 3/8″.
- 21 Датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости ДАТЖ устанавливается в крышку термостата под резьбу К 3/8″ (Рис.9).
- 22 Подключение привода управления топливного насоса
- 23 Установка воздухоочистителя
- 24 Подключение выхлопной системы автомобиля
- 25 Подключение привода сцепления
- 26 Подключение средств облегчения пуска дизельного двигателя
- 27 Принцип работы блока управления свечами накаливания (БУСН):
- 28 Запуск без подогрева. Блоки не должны включать реле и лампу при переводе замка- выключателя зажигания из положение «0» в положение «I» на время менее 2±0,5с и
- 29 Предпусковой подогрев. По прошествии 2±0,5с с момента подачи напряжения питания на клемму 5 (при переводе замка-выключателя зажигания из положения «0» в положение «I») модули должны производить включение реле свечей накаливания
- 30 Ожидание запуска. После времени предпускового подогрева 20±2с модули должны оставлять включенным реле свечей накаливания и переходить в режим ожидания
- 31 Запуск двигателя. После запуска двигателя в период ожидания запуска, при поступлении напряжения «+СТ» на клемму 4 модули должны отключать контрольную лампу и отрабатывать фиксированное время накала свечей, равное 180±5с с момента снятия напряжения «+СТ» с клеммы 4.
- 32 Ранний запуск. При поступлении напряжения «+СТ» на клемму 4 в период предпускового подогрева модули должны выключать контрольную лампу и отрабатывать фиксированное время накала свечей, равное 180±5с, затем отключать реле.
- 33 Отсутствие запуска. Если в период ожидания запуска не поступило напряжение «+СТ» на клемму 4 (запуск не был произведен), то модули должны выключать контрольную лампу и реле свечей накаливания.
- 34 Неразмыкание контактов реле. Если после отработки полного цикла работы напряжение на клемме 7 присутствует (наличие напряжения свидетельствует о не размыкании контактов реле), то модули должны включать контрольную лампу в прерывистом режиме
- 35 Незамыкание контактов реле. Если при подаче напряжения на клемму 5 и работе по заданному алгоритму напряжение на клемме 7 отсутствует (не замыкаются контакты реле), то модули должны на весь цикл работы подавать напряжение на клемму 2 в соответствии
- 36 Доработка промежуточного карданного вала
- 37 Подключение системы отопления кабины
- 38 Подключение пневмокомпрессора дизеля
- 39 Пуск дизельного двигателя
1 Введение
Инструкция предназначена для работников авторемонтных предприятий, выполняющих работы по замене штатных карбюраторных двигателей на автомобилях ЗИЛ-130/-131 на дизельные двигатели Д-245.9/9Е2.
Дизельные двигатели Д-245.9/9Е2 (номинальной мощностью 136 л.с., максимальным крутящим моментом
460 Н·м, номинальной частотой вращения 2400 мин-1) – автомобильная модификация турбонаддувного четырех- цилиндрового дизельного двигателя Д-245. Комплектуются одноцилиндровым или двухцилиндровым пневмокомпрес- сором, турбокомпрессором ТКР 6.1 или С14, жидкостно-масляным теплообменником или без него, гидронасосом НШ- 10 или НШ-14, муфтой сцепления диафрагменного или рычажного типа, картером маховика производства АМО «ЗИЛ», стартером 12В, генератором 14 В, по согласованию с потребителем коробкой передач.
При установки дизельного двигателя Д-245.9/9Е2 взамен штатного бензинового двигателя требуется обяза- тельная установка охладителя наддувочного воздуха на автомобиль.
К дизельному двигателю в состоянии поставки по согласованию с потребителем может прикладываться ряд деталей и сборочных единиц (воздухоочиститель, охладитель наддувочного воздуха «интеркулер», кронштейн установ- ки передней опоры двигателя, воздухопроводы, бачок ГУРа с трубопроводами, рукава, хомуты, датчики, переходники и др.), необходимых для установки двигателя на шасси автомобиля.
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htm
Технические характеристики
Двигатель | ЗИЛ-5081 |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное под углом 90о |
Количество тактов | 4 |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Ход поршня | 95 мм |
Объем двигателя | 5,97 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность в киловаттах | 110,3 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 |
Максимальный крутящий момент | 410 Ньютон метров |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Максимальная скорость в составе автопоезда | 75 км/ч |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Тип топлива | Бензин А-76* |
Расход топлива для автомобиля# | 35 литров на 100 км |
Расход топлива в составе автопоезда# | 47 литров на 100 км |
*Также подходят и большие октановые числа.
#Представленные числа являются среднестатистическими.
Двигатель
Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.
В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.
Трансмиссия
Тип сцепления | 24 |
Тип коробки переключения передач | 182ЭМ/6СТ-132ЭМ |
Количество ступеней | |
Синхронизаторы | |
Тип раздаточной коробки | |
Передаточное число раздаточной коробки | |
Первая ступень | 2,08:1 |
Вторая ступень | 1:1 |
Тип главной передачи | Двойная |
Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
Привод задних мостов | Последовательный проходной |
Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.
Габариты
Размеры автомобиля | |
Длина | 7 040 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 480 мм |
Размеры платформы | |
Длинна | 3 600 мм |
Ширина | 2 322 мм |
Высота | 346 мм |
Высота с учетом тента | 569 мм |
Погрузочная высота | 1 430 мм |
Колесная база | 3 350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Передняя колея | 1 820 мм |
Колея задних колес обоих мостов | 1 820 мм |
Колесная база | 6х6 |
Наружный радиус поворота | 10,2 м |
Размер шин | 12,00-12 |
Преодолеваемый брод | 1,4 м |
Преодолеваемый подъем | 30о |
Длинна лебедки | 50 м |
Грузоподъемность |
|
По шоссе | 5 000 кг |
По грунту | 3 500 кг |
Вес буксируемого прицепа | 4 000 кг |
Вес в полном снаряжении | 10 425 кг |
Колесная формула
Грузоподъемность
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Электросистема
Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.
Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.
Источник: https://spectekhnika.info/zil-131/
История и модификации
В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.
Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):
- Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
- Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
- Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.
Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других. Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.
Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.
-
Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131
-
Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗИЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск
-
ЗИЛ-131. Вооружённые силы России
-
ЗИЛ-131. Вооружённые силы России
-
Вид на двигатель слева
-
Вид на двигатель справа
-
Манометр и кран регулирования давления воздуха в шинах, спидометр
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131
2 Подготовительные работы, проводимые перед установкой дизельного двигателя на автомобиль
2.1 |
Отключить клеммы аккумуляторов. |
Набор гаечных |
2.2 |
Снять переднюю обшивку капота автомобиля. |
ключей |
2.3 |
Снять блок радиаторов. |
|
Демонтировать масляный радиатор, если дизельный двигатель комплектуется |
||
жидкостно-масляным теплообменником. |
Штатный водяной радиатор возможно использовать для дизельного двигателя при его годности.
2.4 Снять с автомобиля штатный карбюраторный двигатель с коробкой передач.
При этом штатные задние подушки опор двигателя и подушка передней опоры |
||
(при отсутствии их дефекта) используются для установки дизельного двигателя. |
||
2.5 |
Снять выхлопные трубы карбюраторного двигателя. |
ключ 17х19 |
2.6 |
Снять топливный бак, слить бензин и очистить бак от посторонних примесей. |
ключ 12х14, |
2.7 |
Доработать кронштейны крепления рамки водяного радиатора с крыльями капота |
|
(рис.5) для установки воздухопроводов охладителя наддувочного воздуха (интеркулера). |
||
2.8 |
Установить на картер сцепления дизельного двигателя штатную вилку выключения сцепления при отсутствии рычага со шлицевым соединением. |
-
Блок: 3/36 | Кол-во символов: 1349
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmДвигатель
Силовой агрегат для ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный мотор имел 8 цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, верхнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили фильтры очистки горючего, фильтр-отстойник, устройства контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам мотор устанавливался на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибрации, что продлевало ресурс работы.
Блок цилиндров мотора изготавливался из чугуна и состоял из вставок, уплотнительных колец, легко снимающихся гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и поршней овальной формы. Подобная конструкция была проверена временем и обладала высокой износоустойчивостью.
Агрегат несколько раз подвергался модернизации, в результате которой улучшались его технические характеристики. Так, на более поздних версиях он комплектовался предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать мотор при минусовых температурах.
Характеристики двигателя:
- рабочий объем – 5,96 л;
- номинальная мощность – 150 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 402 Нм;
- степень сжатия – 6,5;
- количество цилиндров – 8;
- рекомендуемый тип топлива – бензин А-76.
Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1272
Источник: https://TraktorBook.com/zil-131/Установка коробки переключения передач (КПП)
Для применения штатной КПП в составе дизельного двигателя необходимо укоротить первичный вал на 20 мм (рис.16) (если установлен картер сцепления ЗИЛ 5301-161012-10).
При отсутствии штатной коробки передач рекомендуется применять следующие кпп
(без доработки первичного вала):
Блок: 4/36 | Кол-во символов: 341
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmТест Драйв ЗИЛ 131
Блок: 5/9 | Кол-во символов: 18
Источник: https://TraktorBook.com/zil-131/В сувенирной индустрии
- Масштабные модели автомобилей ЗИЛ-131 и его модификации (с тентом, цистерна, пожарная) в масштабе 1:43 выпускаются на казанском заводе «Элекон». Кроме того, китайской фирмой «Технопарк» выпускается ЗИЛ-131 в исполнениях «бортовой», «самосвал» и «автокран». На моделях от «Элекона» и «Технопарка» нет поворотных форточек на дверях. Украинская фирма ICM изготавливает сборные модели ЗИЛ-131 в масштабе 1:72, а с 2014 года и в масштабе 1/35.
- В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предоставил модель бортового грузовика ЗИЛ-131 цвета хаки. Также этот производитель выпустил экспортный вариант бортового грузовика бежевого цвета.
- В конце 2014 года производитель Автоистория выпустил модель ЗИЛ-131 в пяти различных вариантах.
Блок: 5/7 | Кол-во символов: 763
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131ЗИЛ-131: 3206-1700010-41 (Vmax=83 км/ч), 5301-1700004-30 (Vmax=70 км/ч), 3205-1700010 (Vmax=83 км/ч).
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована тормозным барабаном, поэтому при замене штатной кпп на новую необходимо снять со штатной кпп тормозной барабан и установить на новую кпп.
Если в составе дизельного двигателя коробка передач не установлена, то необходимо выполнить следующие работы:
-
Установить на направляющую крышку первичного вала коробки передач выжимной подшипник, предварительно смазав внутреннюю поверхность корпуса выжимного подшипника.
3.2
3.3
Соединить оттяжной пружиной корпус выжимного подшипника сцепления
с кронштейном на крышке первичного вала для предотвращения проворачивания корпуса подшипника сцепления и возврат его в первоначальное положение в процессе работы.
Включить в КПП первую передачу для лучшей стыковки шлицевой части вала с
плоскогубцы, отвертка
3.4
ведомым диском сцепления.
Поднять подъемным устройством коробку передач поз. 1 (рис. 1) так, чтобы
подъемное
3.5
первичный вал коробки был расположен на уровне центра отверстия в картере сцепления поз. 2. Повернуть вилку выключения сцепления в сторону коробки передач до отказа и, перемещая коробку к двигателю, завести вилку за корпус выжимного подшипника и установить ее на картер сцепления, закрепить четырьмя болтами М14-6gх45 поз. 3 с пружинными шайбами поз.4.
Болты затягивать равномерно крест-накрест моментом 120-160 Н·м.
Проверить перемещение выжимного подшипника по направляющей крышке КПП.
устройство, ключ 19х22
Заедание подшипника не допускается.
-
Блок: 6/36 | Кол-во символов: 1763
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmУстановка дизельного двигателя на автомобиль
4.1
Так как дизельный двигатель по габаритам выше карбюраторного двигателя, для его установки в моторный отсек автомобиля необходимо:
Отвернуть 3 болта крепления кабины с рамой автомобиля (2 болта в салоне кабины
1 болт позади кабины по центру);
Приподнять гидравлическими домкратами кабину автомобиля на высоту 70…100 мм
домкрат
4.2
Зачалить дизельный двигатель с коробкой передач (рис. 2) и переместить двигатель
в моторный отсек автомобиля. Установить под переднюю опору двигателя кронштейн крепления двигателя (245-1601180) и закрепить 2 болтами М20х1,5-6gх90 с гайками (рис.3).
ключ 30х32,
Установить двигатель на штатные передние и задние амортизаторы автомобиля
ключ 14х17
и закрепить болтами.
монтажный ломик
4.3
Опустить кабину и зафиксировать болтами, при этом педаль привода сцепления
не должна быть смещена относительно отверстия своего движения.
-
Блок: 7/36 | Кол-во символов: 1141
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmЦена нового и б/у ЗИЛ 131
Выпуск ЗИЛ 131 завершился довольно давно, но автомобиль по-прежнему пользуется спросом благодаря своей универсальности, выносливости и малой стоимости. Дешевизна и простота ремонта делают использование модели экономически обоснованным.
Ценники на машину зависят от состояния и года выпуска. Так, модели 1985-1986 года можно приобрести за 120000-160000 рублей, 1992-1993 года – за 180000-190000 рублей, 2000-2001 года – за 300000-400000 рублей.
Наличие специального оборудования повышает стоимость автомобиля. Так, ЗИЛ 131 в нормальном состоянии с автовышкой будет стоить около 500000 рублей.
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 614
Источник: https://TraktorBook.com/zil-131/Установка трубопроводов НШ и бачка ГУРа
Для подключения клапанной коробки ГУР 245-1022080-01 с насосом шестеренным ключ 12х14 дизельного двигателя необходимо установить трубопроводы с резиновыми
уплотнительными кольцами 017-022-30-2-2 и закрепить болтами М8-6gх30 ( рис. 4). Клапанная коробка ГУР 245-1022080-01 устанавливается на рамку водяного радиатора. Подключение гидроусилителя руля осуществляется как на штатном бензиновом двигателе.
-
Блок: 8/36 | Кол-во символов: 474
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmУстановка охладителя наддувочного воздуха и воздухопроводов
При установке дизельного двигателя Д-245.9/9Е2 на автомобиль ЗИЛ-130/-131,
для обеспечения плотности воздушного заряда, увеличения мощности и во избежание
выхода из строя гильзо-поршневой группы требуется устанавливать на автомобиль охладитель наддувочного воздуха ОНВ (интеркулер) 280-1172010 ф. «ТАСПО» г. Фаниполь РБ.
6.1
6.2
В кронштейнах, соединяющих рамку водяного радиатора с боковыми крыльями, необходимо вырезать отверстия по контуру кронштейна для установки воздухопроводов двигателя (рис.5) и установить обратно на штатное место.
На охладитель наддувочного воздуха установить кронштейны для соединения ОНВ
ключ 12х14
ключ 12х14
с рамкой водяного радиатора (рис.5).
6.3
Установить ОНВ с кронштейнами на рамку водяного радиатора, при этом нижняя плоскость ОНВ должна располагаться на уровне рамы автомобиля для размещения воздухопроводов за облицовкой радиатора.
ключ 12х14
6.4
6.5
Установить 2 воздухопровода на ОНВ при помощи резинотканевых рукавов 75-87,5-70, закрепить их червячными хомутами 70х90 (рис.5).
Снять с впускного коллектора деревянную заглушку с прокладкой, нанести на прокладку
отвертка
6.6
герметик и установить вместе с воздухопроводом на впускной коллектор (рис.5).
Установить на нагнетаемую компрессорную часть ТКР через резинотканевый рукав
ключ 12х14 отвертка
50-61-85 переходник угловой с одного конца нар. Ø 50мм, с другого конца нар. Ø75 мм
и соединить рукавом 75-87,5-120 с воздухопроводом ОНВ и хомутами червячными 70х90.
6.7
Доработать нижнюю часть передней облицовки автомобиля при установленном охладителе наддувочного воздуха.
-
Блок: 9/36 | Кол-во символов: 1908
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение масляного радиатора
При отсутствии на дизельном двигателе жидкостно-масляного теплообменниканеобходимо подключить масляный радиатор штатного карбюраторного двигателя или радиаторы масляные 432930-1013010-06, 130-1013010-Г.
Подключение трасс маслопроводов осуществляется к корпусу масляного фильтра с резьбовыми отверстиями М20х1,5 через переходники 245-1405071 -2 шт.
и угольники 245-1405075 -2 шт. (рис.6).
-
Блок: 10/36 | Кол-во символов: 452
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение водяного радиатора
Для отвода охлаждающей жидкости от двигателя к водяному радиатору используется отвертка рукав 45-55 (L=350мм) или гнутый рукав штатного бензинового двигателя (при его
пригодности). Крепление рукавов производится хомутами 40х60 -2шт.
Для подвода охлаждающей жидкости к двигателю необходимо установить угловой переходник 245-1307022 с одного конца нар. Ø 52мм к радиатору и с другого конца Ø 38 мм к двигателю, соединить рукавами 50-61 (L=140мм) и 38-48,5 (L=160).
Крепление рукавов производится червячными хомутами 40х60 -4шт. (рис.7).
-
Блок: 11/36 | Кол-во символов: 615
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение системы питания двигателя
Для подключения системы питания дизеля необходимо демонтировать с шасси автомобиля топливный фильтр-отстойник, вместо него на раму автомобиля установить фильтр грубой очистки топлива 240-1105010.
Установить на топливный насос (ТНВД) дизельного двигателя угольники
245-1104118-В1 -2 шт. через медные уплотнительные кольца (рис.8), предварительно сняв со штуцеров пластиковые защитные втулки.
Блок: 12/36 | Кол-во символов: 443
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодвод топлива осуществляется от топливного бака к фильтру грубой очистки топлива, от фильтра грубой очистки топлива к топливоподкачивающему насосу ТНВД .
При прокладке топливопроводов убедиться в герметичности соединений и отсутствие касания топливопровода о подвижные части автомобиля.
Блок: 13/36 | Кол-во символов: 293
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmОтвод топлива осуществляется от корпуса топливного насоса высокого давления в бак автомобиля для дополнительного прогрева топлива в баке в условиях отрицательных температур и удаления воздуха попадающего в топливную систему двигателя.
При первом запуске дизельного двигателя обязательно требуется прокачать систему питания двигателя подкачивающим насосом от бака до топливного насоса.
На фильтре тонкой очистки топлива имеется пробка для удаления воздуха из системы питания дизельного двигателя, а также на корпусе топливного насоса имеется пробка для удаления воздуха с головки топливног насоса.
-
Блок: 14/36 | Кол-во символов: 614
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmУстановка датчиков системы смазки и охлаждения дизельного двигателя
Так как на автомобилях ЗИЛ-130/-131 применяется механический указатель давления масла соединенный резинотканевой трубкой длиной около 15см, на концах которой имеются резьбы, соединяющие масляный канал двигателя с панелью щитка приборов, необходимо изготовить новую трубку длиной около 80 см с аналогичными резьбами
на обоих концах. Один конец трубки через переходник (с резьбой М10х1 и резьбой К1/4″) устанавливается на торце корпуса масляного фильтра под резьбу К 1/4″ другой
конец соединяется со штуцером, соединенным со щитком панели приборов, и выведенным в подкапотное пространство автомобиля.
Блок: 15/36 | Кол-во символов: 678
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmДатчик температуры охлаждающей жидкости ДУТЖ-02 устанавливается на головке цилиндров двигателя за 4 форсункой под резьбу К 3/8″.
Блок: 17/36 | Кол-во символов: 141
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmДатчик аварийной температуры охлаждающей жидкости ДАТЖ устанавливается в крышку термостата под резьбу К 3/8″ (Рис.9).
-
Блок: 18/36 | Кол-во символов: 140
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение привода управления топливного насоса
При установке дизельного двигателя возможна доработка по месту штатных тяг управления привода карбюратором.
При установке тяг требуется обеспечить полный ход рычага управления топливного насоса от ограничителя минимального холостого хода до ограничителя максимального холостого хода, находящегося на корпусе топливного насоса высокого давления.
-
Блок: 19/36 | Кол-во символов: 420
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmУстановка воздухоочистителя
Для дизельного двигателя необходим воздухоочиститель с бумажными отвертка фильтрующими элементами, которые обеспечивают средний коэффициент ключ 10х12, 17х19 пропуска пыли не более 0,2% и начальное сопротивление не более 2,45кПа.
Воздухоочиститель 5301-1109010 устанавливается в капотном пространстве на левое крыло автомобиля (рис.10), а также возможна установка воздухоочистителя
на правое крыло автомобиля снаружи с защитой впускного отверстия от атмосферных осадков путем установки моноциклона А53.21.000-02.
-
Блок: 20/36 | Кол-во символов: 599
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение выхлопной системы автомобиля
Для подключения выхлопной трубы к дизельному двигателю необходимо:
-заглушить на глушителе одну нижнюю ветку выхлопной трубы; сварочный аппарат
-отрезать на правой ветке выхлопной трубы направляющую с фланцем;
-вставить трубу (длиной около 300 мм) между направляющей с фланцем и правой трубой и сварить (можно использовать левую ветку штатной выхлопной трубы);
-доработанную правую ветку выхлопной трубы соединить с дизельным двигателем и глушителем.
-
Блок: 21/36 | Кол-во символов: 544
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение привода сцепления
Для подключения привода сцепления необходимо поменять вилку выключения сцепления при отсутствии рычага со шлицами.
Подсоединение привода сцепления аналогично штатному двигателю. ключ 14х17, 22х24
Регулировка сцепления (рис. 11):
-рабочий ход педали должен быть равен 130-150 мм, что соответствует рабочему ходу выжимного подшипника равному 11 мм.
-свободный ход педали 35-50 мм, который обеспечивает зазор 3-4 мм между подшипником выключения сцепления и рычагами (лепестками) нажимного диска сцепления.
Полный ход педали сцепления 180 мм.
-
Подключение электрооборудования
В связи с тем, что стартер дизельного двигателя потребляет больший ток (по сравнению со стартером карбюраторного двигателя) для снижения падения напряжения на проводах и обеспечения более высоких оборотов прокручивания стартером при
пуске необходимы провода, соединяющие аккумуляторные батареи со стартером и включателем «массы» заменить на более толстые (сечением 50 мм2). Кроме того, должны быть заменены провода, подсоединяющие реле стартера «К7» со стартером, эти провода должны иметь сечение 4 мм2.
Аккумуляторные батареи также необходимо заменить на соединенные параллельно ДВЕ батареи емкостью не менее 88 А·ч и током в стартерном режиме 395А.
Общий вид электрической схемы подключения двигателя (рис.12а, 12б).
-
Блок: 22/36 | Кол-во символов: 1437
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение средств облегчения пуска дизельного двигателя
При комплектации двигателей свечами накаливания и блоком управления свечами накаливания БУСН 251.3763 (12В, производства ОАО «ЭЛАРА» г. Чебоксары) рекомендуемая схема подключения рис. 12 а.
При комплектации двигателей свечами накаливания и блоком управления свечами накаливания МУСН -01 (12В, производства ООО «БЕЛКАРПРОМ» г. Минск) рекомендуемая схема подключения рис. 12 б.
Блок: 23/36 | Кол-во символов: 481
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПринцип работы блока управления свечами накаливания (БУСН):
При установке ключа зажигания в положение ЗАЖИГАНИЕ блок должен обеспечивать
подключение к аккумуляторной батарее четырех свечей накаливания (блок должен
замкнуть контакты «12В»), а также контрольной лампы СВЕЧИ, мощностью не более 1,3Вт. Одновременно с установкой ключа зажигания в положение ЗАЖИГАНИЕ блок должен начать отсчет времени предварительного подогрева tпп и времени надежного отключения tно=(tпп+tсо). По окончании tпп контрольная лампа СВЕЧИ должна погаснуть.
При переводе ключа зажигания в положение СТАРТЕР во время отработки tпп свечи накаливания должны оставаться подключенными. При обратном переводе ключа зажигания в положение ЗАЖИГАНИЕ свечи накаливания должны отключиться через tсо=(120±20) с.
При этом:
-если ключ зажигания не переводится в положение СТАРТЕР, должно произойти отключение свечей зажигания по окончании времени tно;
-новое включение свечей накаливания должно происходить после перевода ключа
зажигания в положение «0» и повторной установки в положение ЗАЖИГАНИЕ. Принцип работы модуля упраления свечами накаливания (МУСН-01):
Блок: 24/36 | Кол-во символов: 1247
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmЗапуск без подогрева. Блоки не должны включать реле и лампу при переводе замка- выключателя зажигания из положение «0» в положение «I» на время менее 2±0,5с и
далее в положение «II» и обратно в положение «I» (произведен быстрый запуск двигателя).
Блок: 25/36 | Кол-во символов: 252
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПредпусковой подогрев. По прошествии 2±0,5с с момента подачи напряжения питания на клемму 5 (при переводе замка-выключателя зажигания из положения «0» в положение «I») модули должны производить включение реле свечей накаливания
и контрольной лампы на время предпускового подогрева, равное 20±2с.
Блок: 26/36 | Кол-во символов: 301
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmОжидание запуска. После времени предпускового подогрева 20±2с модули должны оставлять включенным реле свечей накаливания и переходить в режим ожидания
запуска, переводить контрольную лампувпрерывистый режимс частотой 1±0,5Гц иждать 30±2с запуска двигателя
Блок: 27/36 | Кол-во символов: 266
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmЗапуск двигателя. После запуска двигателя в период ожидания запуска, при поступлении напряжения «+СТ» на клемму 4 модули должны отключать контрольную лампу и отрабатывать фиксированное время накала свечей, равное 180±5с с момента снятия напряжения «+СТ» с клеммы 4.
Модули должны оставлять реле включенным на протяжении наличия напряжения «+СТ» на клемме 4 и в течение 180±5с с момента снятия напряжения «+СТ» с клеммы 4.
Блок: 28/36 | Кол-во символов: 427
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmРанний запуск. При поступлении напряжения «+СТ» на клемму 4 в период предпускового подогрева модули должны выключать контрольную лампу и отрабатывать фиксированное время накала свечей, равное 180±5с, затем отключать реле.
Блок: 29/36 | Кол-во символов: 225
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmОтсутствие запуска. Если в период ожидания запуска не поступило напряжение «+СТ» на клемму 4 (запуск не был произведен), то модули должны выключать контрольную лампу и реле свечей накаливания.
Блок: 30/36 | Кол-во символов: 196
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmНеразмыкание контактов реле. Если после отработки полного цикла работы напряжение на клемме 7 присутствует (наличие напряжения свидетельствует о не размыкании контактов реле), то модули должны включать контрольную лампу в прерывистом режиме
с частотой 2±1 Гц при наличии напряжения на клемме 5.
Блок: 31/36 | Кол-во символов: 300
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmНезамыкание контактов реле. Если при подаче напряжения на клемму 5 и работе по заданному алгоритму напряжение на клемме 7 отсутствует (не замыкаются контакты реле), то модули должны на весь цикл работы подавать напряжение на клемму 2 в соответствии
с алгоритмом и включать контрольную лампу в прерывистом режиме: одно включение с длительностью 0,5с на периоде 3с до конца цикла.
-
Блок: 32/36 | Кол-во символов: 389
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmДоработка промежуточного карданного вала
Дизельный двигатель Д-245.9/9Е2 с коробкой передач длинее по отношению к сварочный аппарат бензиновому двигателю, поэтому требуется укоротить карданный вал (по месту)
со стороны крепления его к раздаточной коробке (ЗИЛ-131) или промежуточный вал (ЗИЛ-130).
-
Блок: 33/36 | Кол-во символов: 335
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение системы отопления кабины
Подключение системы отопления кабины производить по рис.13.
-
Блок: 34/36 | Кол-во символов: 112
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПодключение пневмокомпрессора дизеля
Подключение пневмокомпрессора дизеля осуществляется через штуцер 245-3707001 ключ 19х22, 22х24 с наружной резьбой К 1/2″ с внутренней резьбой К 3/8″ и соединяется со штуцером
245-1022106 через рукав высокого давления Н.036.83.110-А со штатным штуцером пневмосистемы автомобиля (рис.10).
При комплектации дизельного двигателя двухцилиндровым пневмокомпрессорором подключение аналогично штатному бензиновому двигателю.
-
Блок: 35/36 | Кол-во символов: 484
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htmПуск дизельного двигателя
-
залить в систему охлаждения охлаждающую жидкость.
-
залить в систему смазки моторное масло до верхней метки масломера (12-13л).
-
прокачать топливоподкачивающим насосом систему питания до полного удаления из нее воздуха.
-
заправить маслом коробку передач (5л), бачок гидроусилителя руля. (3л.)
-
произвести пуск дизеля на 2…3 мин. При этом проверить работу приборов контроля,
-
осмотреть места соединения всех трубопроводов на подтекание.
-
после остановки дизеля устранить замеченные дефекты, при необходимости долить охлаждающую жидкость и моторное масло .
Общий вид двигателя Д-245.9/9Е2 – рис.14, рис. 15.
Источник: https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htm
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3744 (11%)
- https://spectekhnika.info/zil-131/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 6946 (21%)
- https://TraktorBook.com/zil-131/: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 1904 (6%)
- https://zinref.ru/avtomobili/ZIL/001_00_zil_pereoborudovanie_zil_130_dizelnimi_dvigatelami/000.htm: использовано 33 блоков из 36, кол-во символов 20676 (62%)