Грузовик ЗИЛ-131 повышенной проходимости — рассказываем подробно

Что должен себе представить человек, не искушенный в автомобильных марках и индексах, когда слышит название ЗИЛ-131? Каковы технические характеристики этой машины, ее история и сферы применения?


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 195
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-131-tehnicheskie-harakteristiki.html

История и модификации

В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.

Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):

  • Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
  • Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
  • Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.

Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других. Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.

Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.

  • Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131

  • Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗИЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск

  • ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

  • ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

  • Вид на двигатель слева

  • Вид на двигатель справа

  • Манометр и кран регулирования давления воздуха в шинах, спидометр

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2981
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131

Технические характеристики


  • Снаряжённая масса:
    • без лебёдки — 6135 кг
    • с лебёдкой — 6375 кг
  • Полная масса:
    • без лебёдки — 10 185 кг
    • с лебёдкой — 10 425 кг
  • Грузоподъёмность:
    • по грунту — 3500 кг
  • Допустимая масса прицепа:
    • по дорогам с твёрдым покрытием — 6500 кг
    • по грунту — 4000 кг
  • Запас хода — 630 км
  • Радиус разворота — 10,8 м
  • Тормозной путь со скорости 50 км/ч — 29 м

Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. В отличие от ЗИЛ-157, на ЗИЛ-131 установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления, был применён электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имеются замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателем на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный автомобильный генератор переменного тока. На случай выхода из строя электронного коммутатора имеется аварийный генератор импульсов, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов без существенной потери динамики.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1538
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 0
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Двигатель


Силовой агрегат для ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный мотор имел 8 цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, верхнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили фильтры очистки горючего, фильтр-отстойник, устройства контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам мотор устанавливался на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибрации, что продлевало ресурс работы.

Блок цилиндров мотора изготавливался из чугуна и состоял из вставок, уплотнительных колец, легко снимающихся гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и поршней овальной формы. Подобная конструкция была проверена временем и обладала высокой износоустойчивостью.

Агрегат несколько раз подвергался модернизации, в результате которой улучшались его технические характеристики. Так, на более поздних версиях он комплектовался предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать мотор при минусовых температурах.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 5,96 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • рекомендуемый тип топлива – бензин А-76.
Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1272
Источник: https://TraktorBook.com/zil-131/

ЗИЛ 131 в таблицах и цифрах

ЗИЛ-131 и его технические характеристики можно проиллюстрировать с помощью таблицы:

Снаряженная масса 6135 кг

для модификаций с лебедкой 6375 кг

Грузоподъемность 3,5 т по грунтам

5 т по твердому покрытию

Допустимая масса прицепа по шоссе 6,5 т

по грунту 4 т

Запас хода без дозаправки 630 км
Скорость по шоссе 85 км/ч
Топливная система 2*170 л
Расход топлива в среднем 50 л/100 км
Колесная формула 6:6
КПП 5-ступенчатая «механика»

Параметры двигателя:

Тип Карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый с подогревателем
Тип топлива Бензин
Объем 6 л
Мощность 150 л. с. или 110 кВт

Габаритные размеры:

Длина от переднего бампера до заднего края кузова 7040 мм
Ширина 2500 мм
Высота кабины 2480 мм
Высота тента 2975 мм
Дорожный просвет 330 мм

Известные модификации:

ЗИЛ-131 Базовая (бортовая платформа)
ЗИЛ-131А Вариант с неэкранированным электрооборудованием
ЗИЛ-131В Седельный тягач для перевозки крупногабаритных грузов массой до 12 т
ЗИЛ-131Д Военные и гражданские самосвалы
ЗИЛ-131Н1 Версия со 105-сильным дизельным мотором
ЗИЛ-131Н2 Этот вариант оснащался уже 132-сильным дизелем
ЗИЛ -131С Версия грузовика для Крайнего Севера: кабина имела систему автономного отопления, усиленную теплоизоляцию и двойные стекла; на автомобиле использовалась морозостойкая резина
ЗИЛ-131Х Грузовик для степных и пустынных ландшафтов, часто с соответствующим камуфляжем
ЗИЛ-131-137Б Многозвенный автопоезд для особо крупных перевозок
Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1435
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-131-tehnicheskie-harakteristiki.html

В сувенирной индустрии


  • Масштабные модели автомобилей ЗИЛ-131 и его модификации (с тентом, цистерна, пожарная) в масштабе 1:43 выпускаются на казанском заводе «Элекон». Кроме того, китайской фирмой «Технопарк» выпускается ЗИЛ-131 в исполнениях «бортовой», «самосвал» и «автокран». На моделях от «Элекона» и «Технопарка» нет поворотных форточек на дверях. Украинская фирма ICM изготавливает сборные модели ЗИЛ-131 в масштабе 1:72, а с 2014 года и в масштабе 1/35.
  • В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предоставил модель бортового грузовика ЗИЛ-131 цвета хаки. Также этот производитель выпустил экспортный вариант бортового грузовика бежевого цвета.
  • В конце 2014 года производитель Автоистория выпустил модель ЗИЛ-131 в пяти различных вариантах.
Блок: 5/7 | Кол-во символов: 763
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131

Несколько слов о кабине и кузове

Кабина ЗИЛ-131 капотная, цельнометаллическая. Интерьер выполнен в суровом советском стиле, без «буржуазных» излишеств, но со всем необходимым функционалом. Имеются и теплоизоляция, и освещение, и электронная приборная панель. Количество посадочных мест – три. Кресло водителя и 2 пассажирских сидения раздельные, что делает возможным их независимое регулирование. Подвеска под кабиной жесткая, так что трясти будет всегда. Если говорить о доступе к двигателю, то в капотной кабине это не представляет проблемы – достаточно просто поднять крышку капота.

Кабина ЗИЛ 131

Борта кузова деревянные, глухие. Погрузка осуществляется через откидной задний борт. При необходимости на кузов монтируются металлические дуги, на которые натягивается защитный тент. По бокам расположены откидные скамейки для перевозки личного состава. В комплекте идет съемная скамейка на 8 человек. Итого в кузове можно организовать 24 места для сидения.

Кузов ЗИЛ 131

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 969
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-131-tehnicheskie-harakteristiki.html

Устройство автомашины


Конструкция автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ 131 состоит из следующих основных агрегатов:

  1.  Двигатель.
  2.  Несущая рама.
  3.  Трансмиссия;

    3.1. сцепление,

    3.2. МКПП,

    3.3. раздаточная коробка,

    3.4 карданная передача,

    3.5. ведущие мосты,

    3.6. дифференциалы,

    3.7. привода колес.
  4.  Кузов (грузовая платформа, КУНГ).
  5.  Ходовая часть;

    5.1. элементы передней и задней подвески,

    5.2. передние гидравлические амортизаторы,

    5.3. дисковые колеса со специальными восьмислойными шинами.
  6.  Система управления;

    6.1. рулевое управление с ГУР,

    6.2. тормозное оборудование.
  7.  Электрооборудование;

    7.1. АКБ,

    7.2. генератор,

    7.3 стартер,

    7.4. оптика,

    7.5. катушка зажигания,

    7.6 контрольные приборы,

    7.7 свечи зажигания.
  8.  Цельнометаллическая кабина.

ЗИЛ 131 с цистерной

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 792
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Советской промышленности уже нет, а ее плоды остались

С 1966 до начала 90-х было выпущено более 1 миллиона автомобилей ЗИЛ-131 различных модификаций. Они использовались не только в советском хозяйстве и Вооруженных Силах, но и широко поставлялись за границу для поддержки товарищей по социалистическому лагерю. До сих пор в странах Африки и Средней Азии можно увидеть продукты советского автопрома. Армия Северной Кореи на 100% оснащена советскими ЗИЛами. Проверенные временем, эти транспорты доказали свою долговечность и пригодность к любым климатическим и дорожным условиям.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 576
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-131-tehnicheskie-harakteristiki.html

Дополнительное оборудование


Военные машины ЗИЛ 131 в отличие от своих гражданских собратьев комплектовались следующим дополнительным оборудованием:

  •  специальным обзорным люком в крыше кабины;
  •  средней стойкой укрепляющей лобовое стекло;
  •  светомаскировочной оптикой, а также специальным прожектором, установленным слева от водителя,
  •  крепежными элементами для различных видов транспортировки.

Кроме того, большинство машин специально оснащались комплектом, который включал в себя:

  •  прибор ночного обзора;
  •  крепеж для оружия;
  •  прибор химической разведки;
  •  отделение для карт и документов;
  •  противопожарные средства;
  •  инструмент для земляных работ;
  •  коллективную аптечку.
Блок: 6/12 | Кол-во символов: 655
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Кабина

Важной отличительной чертой военного автомобиля ЗИЛ 131 является комфортабельная цельнометаллическая кабина в сравнении с предшественником ЗИЛ 157. Она сразу выделяется своим интересным внешним видом, который актуален для автомобилей такого класса и в настоящее время. Кроме того, она более удобна для водителя и двух пассажиров. Также к преимуществам необходимо причислить:

  1.  усиленный каркас;
  2.  эффективные системы отопления и вентиляции;
  3.  поворотные форточки окон;
  4.  раздельные сиденья водителя и пассажиров;
  5.  регулируемое сиденье водителя;
  6.  качественную эргономику;
  7.  компактную легко читаемую информацию на приборной панели, на которой отображались:
  •  напряжение в бортовой сети,
  •  уровень топлива,
  •  скорость движения,
  •  давление масла в моторе,
  •  температура в системе охлаждения,
  •  величина оборотов силового агрегата.

Большое рулевое колесо позволяло осуществлять удобное управление вездеходом особенно в условиях пересеченной местности, а посадка водителя и широкое лобовое стекло обеспечивали увеличенный обзор при движении грузовика. Просторные двери кабины, а также усиленные ручки открывания позволяли в случае необходимости очень быстро покинуть или наоборот, выполнить оперативную посадку, что крайне важно для армейского автомобиля.

Кабина ЗИЛ 131

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 1245
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Цена нового и б/у ЗИЛ 131


Выпуск ЗИЛ 131 завершился довольно давно, но автомобиль по-прежнему пользуется спросом благодаря своей универсальности, выносливости и малой стоимости. Дешевизна и простота ремонта делают использование модели экономически обоснованным.

Ценники на машину зависят от состояния и года выпуска. Так, модели 1985-1986 года можно приобрести за 120000-160000 рублей, 1992-1993 года – за 180000-190000 рублей, 2000-2001 года – за 300000-400000 рублей.

Наличие специального оборудования повышает стоимость автомобиля. Так, ЗИЛ 131 в нормальном состоянии с автовышкой будет стоить около 500000 рублей.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 614
Источник: https://TraktorBook.com/zil-131/

Достоинства и недостатки

ЗИЛ 131 выпускался с 1966 по 1994 года на автозаводе имени Лихачева. За этот период создано практически один миллион экземпляров, что говорит о достаточно больших достоинствах этого грузового автомобиля. На основании многочисленных отзывов водителей, а затем и владельцев этой модели можно выделить следующие преимущества:

  •  высокую проходимость;
  •  многофункциональность;
  •  общую надежность;
  •  ремонтопригодность за счет широкой унификации и простой конструкции, позволяющая, например, выполнять ремонт двигателя ЗИЛ 131 по схемам и даже по фото;
  •  возможность изменения давления в колесах;
  •  устойчивость на любых дорогах;
  •  качественное рулевое управление;
  •  надежную ходовую часть;
  •  эффективные тормоза.

Кроме того, необходимо отметить, что в довольно большом количестве отзывов отмечается качественная сборка автомашины на заводе, что не совсем характерно для отечественного автопрома и, наверное, такой факт связан с военным назначением грузовика.

На основании рассмотрения уже указанных отзывов следует отразить основные недостатки ЗИЛ 131.

  1.  Главным является неимоверный, по нынешнем временам, расход топлива. На перевозку 6,0 т груза он составляет 40 л/100 км. Это данные при движении по трассам с твердым покрытием, на грунтовых дорогах расход увеличивается практически до 50 л.
  2.  Некачественная шумоизоляция и недостаточная виброзащита кабины усложняют управление автомобилем, прежде всего при работе силового агрегата в условиях максимальной мощности и высокой скорости движения ЗИЛ 131.
  3.  Слабая противокоррозионная защита кабины, явно несоответствующая требования автомобиля, эксплуатирующего в тяжелых дорожных условиях.
  4.  Сложный запуск двигателя в холодный период времени, связанный с использованием низкооктанового топлива А76.
  5.  Недостаточное качество резинотехнических сальников в мостах, приводящее к утечке трансмиссионной жидкости из картеров.

Несмотря на указанные недостатки, и в первую очередь малую экономичность перевозок, автомобили ЗИЛ 131 и сейчас эксплуатируются в районах, где главным фактором для грузовика является его уверенная проходимость.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 2070
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Цены на подержанные грузовики

Автомобили ЗИЛ 131 прекратили выпускать в 1994 году, правда, небольшое количество под обозначением Амур 521320 производилось на Новоуральском заводе в Свердловской области. В 2010 году предприятие признали банкротом и выпуск автомобилей повышенной проходимости Амур прекратился. Поэтому на рынке сейчас предлагаются в основном подержанные автомобили ЗИЛ 131, а также небольшое количество грузовиков со складов длительного хранения автотехники из РосРезерва.

Грузовой автомобиль на ходу восьмидесятых годов выпуска прошлого века можно приобрести за цену от 200 тыс. рублей. Стоимость самых дорогих автомобилей ЗИЛ 131 с консервации не превышает 450 тыс. рублей. К какому сегменту относятся модели КУНГ с пробегом до 1000 км. На общую стоимость влияет наличие оборудования, которое идет в комплекте с шасси грузовика. Так, VIP вариант ЗИЛ 131 с КУНГом укомплектованный для охоты и рыбалки в состав, которого входят электростанция, внутренняя сеть на 12 и 220 вольт, телевизор, отопитель, плита, тканевая отделка, сейф предлагается за 650 тыс. рублей.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 1076
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html


Блок: 10/12 | Кол-во символов: 0
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Заключение

Военный грузовик ЗИЛ 131, а также различные выпущенные специальные автомобили на его базе, для своего времени являлись очень передовыми транспортными средствами по своим конструкционным параметрам и техническим показателям. Это позволяло выполнять их эксплуатацию в трудных армейских условиях и оставаться востребованными больше 30 лет. Практически для любой военные техники это очень большой период эксплуатации. Поэтому история создания и сформированные конструкторами для армии качества грузовика ЗИЛ 131 высокая проходимость, надежность, ремонтопригодность позволяют в настоящее время осуществлять эксплуатацию таких автомашин на труднопроходимых дорогах нашей страны.

Конструкция ЗИЛ 131 оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет.

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 843
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html
Кол-во блоков: 24 | Общее кол-во символов: 17052
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-131: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 5282 (31%)
  2. https://TraktorBook.com/zil-131/: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 1904 (11%)
  3. https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html: использовано 8 блоков из 12, кол-во символов 6681 (39%)
  4. https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-131-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3185 (19%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий