Технические характеристики малогабаритного грузовика Hyundai (Хендай) HD 72: объясняем детально
Hyundai HD72 представляет собой малотоннажный грузовой автомобиль, разработанный и выпускаемый корейским производителем Hyundai.
За основу для данного грузовика была взята модель Hyundai HD78. В результате новый автомобиль получил множество технических решений, заимствованных с HD78. Но его отличительной чертой является немного уменьшенная грузоподъемность, составляющая 7200 килограмм. Стоит отметить, что цифры в индексе как раз и указывают на максимальную грузоподъемность модели.
Первый показ данного грузовика пришелся на 1986 год. Тогда автомобиль был представлен под другим наименованием. За все время серийного производства производитель многократно обновлял модель, что позволило в настоящее время занять ей лидирующую позицию на российском рынке среди других малотоннажных машин.
Наиболее серьезные доработки проводились два раза, в 1998 и 2004 году. Но рестайлинговые версии сейчас недоступны для российских потребителей, по крайней мере, в новом техническом состоянии. Официальный дилер Hyundai вместо нее предлагает более грузоподъемную модель, выпускаемую под наименованием Hyundai HD78.
Основным назначением автомобиля Hyundai HD 72 считаются внутригородские перевозки. Модель составляет конкуренцию в сегменте малотоннажных автомобилей Зиловскому «Бычку» и Газовской «Газели», однако в уровне маневренности и комфорта значительно их превосходит. Представители малого и среднего бизнеса используют автомобиль не только для перевозок по городу, но и на межгородских и межрегиональных маршрутах. В среде перевозчиков и представителей бизнеса автомобиль иногда называют «кормильцем», «деньгизарабатывателем», «трудягой-работягой» или «рабочей лошадкой». Возможность установки различных видов оборудования на базу грузовика сделала автомобиль популярным в коммунальных хозяйствах и специальных городских службах. Hyundai HD 72 прекрасно адоптирован для работы во всех климатических зонах России.
Общие сведения Hyundai HD 35 | HD 45 | HD 65 | HD 72 | HD 75 | HD 78
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Параметр
Технические характеристики
D4AF D4AL, D4AE D4DA D4DB D4DC D4DD
Тип
Рядный четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель
Тип системы впрыска
Непосредственный впрыск
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
104х 105
100 х 105
104 x 115
Рабочий объем, см3
3568
3298
3907
Степень сжатия
18
16.5 (Euro-I)17.5 (Euro-ll)
18,5
18
18,1
17,5
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
Тип гильзы цилиндра
Сухая
Тип поршня
С укороченной юбкой
Поршневые кольца
Два компрессионных и одно маслосъемное
Максимальная мощность
кВт/ об/мин
73,6/ 3 400
84,6/3 400
114/3 200
114/3 200 (Euro-I) 95,4/2 900 (Euro-ll)
92,3/3 200
108/2 800
л.с./ об/мин
100/3 400
115/3 400
155/3 200
155/3 200 (Euro-I) 131/2 900 (Euro-ll)
120/3 200
140/2 800
Максимальный крутящий момент, Н-м/ об/мин
235/ 2 200
284/2 000 (Euro-I) 294/ 1 800 (Euro-ll)
273/ 1 800
373/ 1 600
300/ 2 000
380/ 1 600
Минимальная частота вращения двигателя без нагрузки, об/мин
670±25 (для высокогорных условий: 700+25)
650±25
Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя без нагрузки, об/мин
3 800
3 700 (Euro-I) 3 750 (Euro-ll)
3 900
3 200
3 700
КАМЕРА СГОРАНИЯ
Камера сгорания состоит из головки блока цилиндров и тороидального днища поршня, при этом в головку блока цилиндров вмонтированы топливные форсунки. При непосредственном впрыске топлива в камеру сгорания происходит воспламенение топливовоздушной смеси, что обеспечивает рабочий ход поршня.
Для увеличения эффективности охлаждения камеры сгорания, водяная втулка, запрессованная под головкой цилиндра толкает поток охлаждающей жидкости.
КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ
Данные двигатели принадлежат к типу верхнеклапанных.
1. Оба клапана — впускной и выпускной — сделаны из поверхностно обработанной жаропрочной стали. Угол конуса седла клапана для обоих клапанов составляет 45°. На шток клапана надевается маслосъемный колпачок, регулирующий количество смазки на скользящих поверхностях между клапаном и направляющей втулкой. Направляющая втулка с графитовым сухарем используется со стороны выпуска отработавших газов.
2. Имеются две неодинаково отрегулированные пружины клапанов — внутренняя и внешняя. Витки пружин противоположны друг другу.
3. Поверхность коромысла, контактирующая с колпачком клапана, подвергается высокочастотной закалке. В отверстии, в которое вставляется вал коромысла, запрессована втулка, за счет чего повышается износостойкость.
4. Вал коромысел — это полый округлый стержень с уплотнительными крышками с обоих концов для герметизации. Внутри проходит масляный канал.
К нижнему концу штанги толкателя прикреплен стальной шаровой наконечник, а к верхнему — сферической или вогнутой формы.
5. Оба наконечника сделаны из цементированной высокоуглеродистой стали.
6. Толкатель клапана в двигателе — деталь цилиндрической формы. Его поверхность в месте соединения с распределительным валом представляет собой сферу большого диаметра с целью предотвращения локального износа.
БЛОК ЦИЛИНДРОВ И ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА
1. Блок цилиндров изготовлен из чугуна и представляет собой жесткую конструкцию с минимальной концентрацией напряжений и деформации.
2. Три втулки распределительного вала вмонтированы в подшипники распределительного вала в блоке цилиндров. Чтобы распределительный вал при разборке легче было легче извлекать и вставлять на место через отверстие во фронтальной части блока цилиндров, внутренний диаметр втулок уменьшается в направлении тыльной стороны.
Специальная чугунная гильза цилиндра с высокой износостойкостью запрессовывается в блок цилиндров.
ПОРШЕНЬ И ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО
Поршень литой, из алюминиевого сплава. Внутри имеется вставка, обеспечивающая необходимый зазор между поршнем и гильзой цилиндра.
Посадка поршневого пальца плавающая: при работе он смещается в сторону упорной поверхности, что вместе с работой вставки минимизирует стук в поршне.
ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА
На поршне расположены три поршневых кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Поверхность скольжения каждого кольца имеет хромированное покрытие. Форма колец показана на рисунке.
ШАТУН И ШАТУННЫЙ ПОДШИПНИК
Шатун — это объемная деталь двутаврового сечения, изготавливаемая методом объемной штамповки, которое обеспечивает высокую жесткость. Втулка из свинцовистой бронзы запрессована в верхнюю головку шатуна, а подшипник скольжения разъемного типа — в нижнюю головку.
В двигателях D4A, внутри шатуна проходит смазочный канал, который заканчивается смазочным соплом в верхней головке шатуна, что обеспечивает смазку шатунной втулки и охлаждение поршня.
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И КОРЕННОЙ ПОДШИПНИК
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
Коленчатый вал — это объемная деталь повышенной жесткости, изготавливаемая методом горячей штамповки, составляющая единое целое с противовесами. Скользящие поверхности шатунных и коренных шеек и заднего сальника подвергаются высокочастотной закалке для повышения износостойкости.
Посредством смазочных каналов в шатунных и коренных шейках часть смазки коренных подшипников направляется в шатунные шейки для смазки вкладышей шатунов. На передней цапфе коленчатого вала находятся приводной шкив и шестерня коленчатого вала, закрепленные гайкой. Шкив посредством клинового ремня приводит в действие генератор переменного тока и водяной насос. Коленчатый вал оснащается шкивом с демпфером, который гасит крутильные колебания вала.
От шестерни коленчатого вала приводятся в действие распределительный вал и топливный насос. Маховик крепится к задней части коленчатого вала. На обе стороны коленчатого вала устанавливаются сальники.
КОРЕННОЙ ПОДШИПНИК
Коренной подшипник представляет собой подшипник скольжения разъемного типа, сделанный из металла, покрытого специальным сплавом, со стальной основой. Верхний коренной подшипник имеет внутреннюю прорезь для масла и смазочное отверстие, которое совмещается со смазочным каналом в коленчатом валу.
В конструкцию входят пять пар коренных подшипников. На заднюю пару подшипников установлены упорные полукольца разъемного типа.
ПРИВОД РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Шестерни привода распределительного вала находятся под крышкой привода распределительного вала в передней части двигателя. На рисунке изображено расположение зубчатых шестерен.
Каждая шестерня — это геликоидальное зубчатое колесо, сделанное на высокоточном зуборезном станке. Поверхности шестерен специально обработаны с целью повышения износостойкости.
На каждую шестерню нанесена регулировочная метка. При повторной сборке правильность сочленения деталей достигается путем точного совмещения этих меток.
В паразитную шестерню запрессована втулка, которая вращается на паразитном валу.
Маховик — литая чугунная деталь. В середину маховика вставляется направляющий подшипник привода трансмиссии. По ободу маховика на горячей посадке расположен зубчатый венец, предназначенный для зацепления с шестерней стартера. Зубцы венца подвергаются высокочастотной закалке для увеличения износостойкости. Зубцы с одной стороны имеют скошенную поверхность для облегчения зацепления шестерни стартера при пуске двигателя.
Hyundai HD72 это не одиночная модель, а целое семейство, в которое входят унифицированные грузовые автомобили. Они представлены пятью основными вариантами, имеющими разную колесную базу, разные цельнометаллические грузовые платформы (самая короткая – 3400, самая длинная – 4300 миллиметров), высоту погрузки (наименьшая – 900, наибольшая – 1115 миллиметров), а также несколько вариантов устанавливаемых кабин.
Кстати о кабинах. Помимо разных конструкций, кабины имеют также разную ширину, составляющую либо 1760, либо 2000 миллиметров. Что касается длины, то они изготавливаются в трех исполнениях, а именно:
Коротком, имеющим три посадочных места, из которых одно водительское, а два других пассажирские;
Удлиненном, в котором общая длина кабины увеличена на 300 миллиметров;
Двойном, имеющим уже шесть посадочных мест.
Шасси данного грузовика вышло довольно универсальным, что позволяет переоборудовать автомобиль для самых разнообразных задач. Так, Hyundai HD72 может оснащаться:
Подвеска полностью зависимая и стоит на полуэллиптических рессорах. Они также дополняется гидроамортизаторами, которые обладают спаренным действием. На передней подвеске инженеры решили установить стабилизатор поперечной устойчивости.
Тормозная система представлена барабанными механизмами и тросовым типом действия. Машина также оснащается такими системами, как ABS и ASP, что обеспечивает безопасное передвижение. Рулевое управление дополняется гидроусилителем.
Hyundai HD72 известен на российском рынке довольно хорошо. Эта модель отлично зарекомендовала себя, как надежная, выносливая, комфортная и непривередливая рабочая лошадка, способная справиться со многими задачми.
Конструкция кабины использует в качестве собственной подвески резиновые подушки, благодаря чему дорожные неровности значительно сглаживаются, делая тем самым работу на грузовике похожей на езду на легковом автомобиле.
Среди главных особенностей следует выделить хорошую техническую адаптацию к российским условиям эксплуатации.
Любой из устанавливаемых силовых агрегатов способен исправно работать даже на отечественных марках дизтоплива, которое зачастую бывает не очень высокого качества. Техническое обслуживание данного грузовика не вызывает особых затруднений, поскольку все расходные материалы не только достаточно широко распространены, но также имеют вполне доступную стоимость. То же самое можно сказать и про специализированные сервисные центры, которых в России насчитывается более двухсот в разных регионах.
Существенно упрощает доступ к двигателю и многим другим узлам наличие специального механизма, откидывающего всю кабину вперед на 50 градусов.
Как отмечают многие водители, автомобиль Хендай HD72 обладает действительно очень хорошей тягой, причем уже с начальных оборотов. За счет этого первая передача трансмиссии нужна здесь лишь для того, чтобы тронуться с места с полностью загруженным кузовом, а в пустом состоянии можно вполне легко начать движение со второй передачи.
Наибольшая скорость, которую может развить грузовик, составляет 80 километров в час. Крейсерская скорость при этом держится на отметке в 75 километров в час. Конечно, для современного потока на трассах этого не особо хватает, но для работы в городских условиях таких показателей более чем достаточно.
На двигателях, где применена система турбонаддува, могут устанавливаться турбины от американского производителя Garrett и японского Mitsubishi. Важно отметить, что в зависимости от установленной турбины следует придерживаться определенных правил при эксплуатации. Так, для американской турбины требуется бережное отношение, поскольку в суровых условиях эксплуатации данный элемент может довольно быстро выйти из строя и к тому же привести за собой весьма дорогостоящий ремонт. Чтобы продлить ее срок службы необходимо после тяжелой работы на некоторое время оставить двигатель работать на холостых оборотах. Таким образом, осуществляется охлаждение устройства. Японские турбины же имеют более высокую стойкость к тяжелым условиям эксплуатации.
На современных модификациях стандартная комплектация обладает рядом полезных опций, а именно электрическими стеклоподъемниками, центральным замком, боковыми зеркалами заднего вида с электрическим подогревом, противотуманными фарами, водительским сидением с пружинной подвеской и многими другими оснащениями, способствующими повышению комфортности при работе.
Двухспицевое рулевое колесо обладает оптимальным диаметром и толщиной обода, что в совокупности делает управление удобным и очень похожим на легковые автомобили.
Салон оснащается приборной панелью, изготовленной из пластика. В стандартной комплектации она однотонная, когда в более богатых версиях, здесь присутствуют пластиковые вставки, имитирующие древесную структуру.
Пассажирские места представлены диваном. Однако спинка на нем разделена на две части. В случае необходимости центральная спинка может складываться вперед, превращаясь тем самым в небольшой столик, имеющий подстаканники и ящичек для хранения каких-либо вещей и документов. Причем этот ящик имеет закрываемую крышку.
Как отмечают владельцы, данный грузовой автомобиль имеет всего лишь один существенный недостаток, связанный с топливной системой.
В случае полного опустошения топливного бака контуры топливной системы заполняются воздухом. Если это случилось, то даже при полной заправке так и не удастся привести грузовик в работоспособное состояние. Такая проблема решается только на сервисных центрах, где выполняют продувку контуров и последующую настройку силового агрегата. Избежать ее, конечно, все же можно, и для этого требуется просто следить за уровнем топлива и не допускать полного израсходования.