Технические характеристики грузовика ЗИЛ-157 и его лучших модификаций — знакомим с вопросом

Легендарный «ЗИЛ-157» продолжает свою работу даже, несмотря на окончание производства в 1992 году. Вездеходный грузовик впечатлит любителей автомобилей своими качествами и способностями. Автомобиль несет богатую историю, будучи задействованным не только в военных подразделениях, но и в народном хозяйстве. Весь модельный ряд ЗИЛ.


Блок: 1/10 | Кол-во символов: 330
Источник: https://spectekhnika.info/zil-157/

История создания

ЗИЛ-157 с высокими бортами

История разработки ЗИЛ 157 в немалой степени связана с получаемыми по ленд-лизу американскими машинами Studebaker US6. С учетом их проходимости в 1948 году было запущено серийное производство ЗИС-151. Данный грузовик имел немало общего с американским, однако оказался тяжелее и уступал ему в проходимости.

По мере практического применения ЗИС-151 и военные, и конструкторы смогли выявить основные направления для дальнейшей модернизации линейки. Первая демонстрация ЗИЛ-157 состоялась в Париже в 1958 году.

Новый грузовик сразу получил несколько разновидностей и модификаций. С запуска серийного производства выпускались модели с лебедками и без. Появился седельный тягач ЗИЛ-157В, а также грузовик с экранированными приборами ЗИЛ-157Г.

Практика применения данных машин показала необходимость изменения передаточных чисел в трансмиссии. С учетом данного аспекта в 1961 появился первая крупная модификация ЗИЛ-157К. В данной модели перераспределена нагрузка по осям. Также появилась новая коробка передач, однодисковое сцепление и телескопические амортизаторы.

В 1966 появился ЗИЛ-131, который выгодно отличался рядом параметров. Несмотря на это ЗИЛ-157 было решено оставить в производстве из-за его экономичности. Однако Лихачевский завод не смог справляться с производством нескольких линеек сразу, поэтому часть его было решено перевести на Уральский автомоторный завод (УАМЗ). С учетом этого аспекта грузовик, вопреки некоторым мнениям, мало что имел общего с машинами Горьковского автозавода (ГАЗ).

Вначале УАМЗ производил лишь мосты для ЗИЛ-157 и запчасти для вышедших из производства ЗИЛ-164. Постепенно его мощности расширялись, и в 1977 году весь цикл изготовления ЗИЛ-157КД проходил через этот завод. Производство данных грузовиков продолжалось до 1991 года.

В советском быту данный грузовик имел немало прозвищ — «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Труман», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон». На Украине его называли «Кабанчик», в Болгарии «Джуган», известны названия «Утюг», «Поларис», «Краб», «Зурс».

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2080
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-157/

Назначение


Основным заказчиком ЗИЛ-157 было министерство обороны, поэтому к проходимости, надежности и возможности эксплуатации в различных климатических зонах предъявлялись особые требования. Автомобиль прекрасно показал себя в качестве транспортного средства для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава. Оборудованный лебедкой и усиленным бампером он успешно применялся как средство эвакуации техники, как на колесном, так и гусеничном ходу. В гражданской сфере его предполагалось использовать для перевозки грузов в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли, на различных видах производства и строительстве. Причем часть модификаций была выпущена для поставок за границу. ЗИЛ-157 можно и в наши дни встретить на лесозаготовках в Финляндской республике. Кроме того, вездеходные качества автомобиля по достоинству оценены в охотничьих хозяйствах и на рыбоводческих фермах.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 898
Источник: https://spectekhnika.info/zil-157/

Технические характеристики

Технические показатели «ЗИЛ-157», несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, остаются актуальными и сейчас. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, Средней Азии, Украине и в других странах не только постсоветского пространства. Причем, ключевым преимуществом машины становится именно высочайшая проходимость.

Силовой агрегат

Был изменен мотор «ЗИЛ-157», технические характеристики и внутренняя начинка автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, изменили карбюратор, улучшили систему охлаждения. Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленвала модернизировали смазочную систему.

Двигатель
Тип ЗИЛ-157
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров Рядное
Степень сжатия 6,2
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Объем рабочей системы 5,5 литра
Мощность 104 л. с.
Тип топлива Бензин
Расход топлива. N литров на 100 километров ~40
Максимальные обороты в минуту 2 600
Карбюратор К-88АЖ

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от ЗИС-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Трансмиссия
Тип коробки переключения передач Механика
Количество ступеней 6 (5 – вперед; 1 – назад)
Синхронизаторы Между 2-3 и 4-5 ступенями
Привод карданной передачи Пневматика
Передаточные числа ступеней КПП Пятая 0,81
Четвертая 1,00
Третья 1,89
Вторая 3,32
Первая 6,24
Задний ход 6,70
Передаточные числа карданной передачи Первая 2,44
Вторая 1,24
Главная передача ведущих мостов 6,67

Пробно устанавливался дизельный двигатель Д245-12С.

Габариты и колеса

Существенную реконструкцию претерпела колесная база автомобиля. Вместо десяти, которые были на «ЗИС-151», стало всего шесть колес. А взамен двух запасных теперь стало одно. Были специально разработаны новые шины, внутренние слои которых выполнены из мягкой резины, ширина профиля увеличена, а число слоев корда уменьшено.

Давление в шинах имело централизованную систему, управление велось прямо с водительского места. Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку.

Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая давление в шинах. Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.

Размеры
Длина 6 684 мм
Ширина 2 090 мм
Высота 2 360 мм
Клиренс передней оси 310 мм
Клиренс средней и задней оси 350 мм
Колесная база 4 225 мм
Глубина брода 650 мм
Поворотный радиус 11,2-12 метров

Для более удобной езды по различным поверхностям (болота, пески и прочее) можно было изменять давление в шинах, увеличивая и, при преодолении препятствия, возвращая в норму. Примечательно то, что все процессы можно было осуществлять на ходу.

Грузоподъемность

  • Максимальная нагрузка по паспорту — 4,5 тонны;
  • Прицеп — 2,5 тонны;
  • Вес машины в полном снаряжении — 5 540 килограмм.

Модификации

  • ЗИЛ-157 – стандартная версия;
  • ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
  • ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961 года;
  • ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961 года;
  • ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157КГ — версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961 году;
  • ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
  • ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978 года;
  • ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978 года.
  • ПМЗ-27 – пожарная машина. Специально для этой модификации были сконструированы широкие задние двери для удобства команды спасателей.

В свое время данные об усовершенствованиях модели были недоступны для ознакомления. «ЗИЛ 157», фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 4345
Источник: https://all-auto.org/886-zil-157.html

Расход Топлива


В сравнении с предшественником показатель расхода топлива у ЗИЛ-157 удалось существенно сократить. В зависимости от условий потребление уменьшилось на 7-22%. На 100 км пути автомобилю требуется порядка 40 л топлива. Полный бак (150 л + 60 л) позволяет модели проехать до 510 км.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 294
Источник: https://gruzovo.com/zil-157.html

Модификации

В ходе выпуска машины она прошла через несколько циклов модернизации, после которых изменялся индекс базового шасси:

  • Базовая модель ЗиЛ-157, которая производилась с 1958 по 1961 год;
  • Первая модернизация привела к изменению индекса на ЗиЛ-157К, машина выпускалась с 1961 по 1978 год;
  • Вторая модернизация ЗиЛ-157КД, выпуск шел с 1978 по 1994 год.

Кроме основного бортового грузовика производился седельный тягач с обозначением ЗиЛ-157В/157КВ/157КДВ соответственно. Седельные тягачи оснащались двумя топливными баками и сцепным устройством, установленным на раме через деревянные брусья. Запасные колеса устанавливались за кабиной, аналогичная схема применялась на ЗиЛ-151.

Тягач оснащался двумя запасками – одной для машины и второй для полуприцепа. Буксирный прибор на задней части рамы отсутствовал. В системе выпуска отработавших газов применялся глушитель с укороченным патрубком, выведенный под раму. У грузовых машин выхлопная труба выводится слева под пол платформы, между осей задней тележки. Седельные тягачи комплектовались генераторами с увеличенной до 350 Вт мощностью.

По отдельным заказам выпускались машины в тропическом исполнении, оснащенные стандартным и экранированным электрооборудованием. Отличительной особенностью тропических грузовиков ЗиЛ-157 является медный радиатор с улучшенной теплоотдачей, а также дополнительной конденсационный бак в системе охлаждения. Термостат не устанавливался, как и жалюзи перед радиатором.

Для установки специального оборудования и фургонов завод поставлял шасси под обозначением ЗиЛ-157Е.

Шасси отличалось установкой по бокам лонжеронов двух топливных баков емкостью по 150 л топлива каждый и отсутствием точки крепления запасного колеса.

Запаска входила в комплект поставки и монтировалась на место заводом-изготовителем надстроек. На задней поперечине устанавливался буксирный крюк с замком и пружинные защитные буфера. По отдельным заказам шасси оснащалось электрооборудованием с защитой от радиопомех и имело обозначение 157ЕГ.

Короткое время (1989-1992) выпускался самосвал ЗиЛ-ММЗ-4510 грузоподъемностью 3000 кг. Производство велось на Мытищинском машиностроительном заводе с использованием самосвального механизма, позаимствованного у модели 4505.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 2225
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/zil-157/

Разное


В советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон» (название «Мормон» или «Ма́рмон» было связано с американской автокомпанией Marmon-Herrington, с прототипа грузовика которой, поставлявшегося в СССР в военные годы по ленд-лизу и использовавшегося в качестве носителя для «Катюши», якобы был скопирован ЗИЛ-157, хотя конструктивно две машины не связаны); в Болгарии — «Джуган», в Литве — «Шяшякойис крокодилас» («Шестиногий крокодил»), на Украине — «Кабанчик». В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот автомобиль называли «Краб» или «Зурс». В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг», полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище — «Поларис». В бригадах охотников Центрального федерального округа, а в частности Рязанщины, автомобиль с кунгом в исполнении ПАРМ-1 получил прозвище «Зензюбель».

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 970
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-157

Подводим итоги

Всего за годы выпуска было собрано почти 798 тысяч данных автомобилей. Использование автомобиля «ЗИЛ-157» внесло неоценимый вклад в развитие экономики страны. До наших дней дожило не очень много этих грузовиков, но они, все же, есть. Большая часть находится в личном пользовании индивидуальных предпринимателей и в сфере малого бизнеса. В наше время существует даже такой вид услуг, как сдача автомобиля в аренду для любителей экстрима, чтобы те могли испытать качества грузовика в опасных и труднопроходимых местностях.

И эта услуга пользуется довольно широким спросом. Кого-то притягивают ностальгические воспоминания, а кого-то просто острые ощущения. Учитывая всё вышеупомянутое «ЗИЛ-157» еще не отжил свое, более того, на упокой не собирается. В цене версии 80-х годов прошлого века в радиусе 50 000 – 80 000 рублей. Последние версии из 90-х с пробегом стоят в среднем 120 000 – 150 000 рублей.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 917
Источник: https://all-auto.org/886-zil-157.html

Фотографии ЗИЛ-157


фотография ЗИЛ-157

фотография ЗИЛ-151

фотография ЗИЛ-157

фотография ЗИЛ-157

фотография ЗИЛ-157 бортовой

фотография ЗИЛ-157 КУНГ

фотография ЗИЛ-157 БУР

фотография ЗИЛ-157 КДВ

фотография ЗИЛ-157 реактивная установка

авто напрокат

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 246
Источник: https://dar-web.ru/tech_zil157_adaptiv.php

Видео


Модель унаследовала от ЗИС-151 сложную трансмиссию, дополненную карданными валами:

  1. на средний;
  2. промежуточный;
  3. задний (два) и передний мосты.

ЗИЛ-157 оснащался колесами увеличенного размера. На данной модели впервые была использована система централизованного регулирования давления в шинах. Благодаря этому водитель мог с рабочего места контролировать давление в шинах (по выбору или сразу во всех). Специальный компрессор позволял двигаться при пробоинах в колесах. На заболоченной местности или снежной целине водитель мог понижать давление. Правда, в этом случае сокращался и ресурс шин.

Технические характеристики ЗИЛ-157, несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, остаются актуальными и сейчас. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, Средней Азии и на Украине. Причем ключевым преимуществом модели становится именно высочайшая проходимость.

Главным недостатком автомобиля является отсутствие гидравлического усилителя руля, но на популярности грузовика на отечественном рынке это сказывается несущественно.

Модель выпускалась в нескольких модификациях:

  •  ЗИЛ-157 – стандартная версия;
  •  ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
  •  ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961-го года;
  •  ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961-го года;
  •  ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  •  ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  •  ЗИЛ-157КГ – версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961-ом году;
  •  ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  •  ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
  •  ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978-го года;
  •  ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978-го года.
Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1662
Источник: https://gruzovo.com/zil-157.html

Особенности и эксплуатация


Военное назначение ЗИЛ-157 определило его спартанский дух. На спаренном пассажирском сидении можно свободно разместить два человека средней комплекции. Органы управления водителя удобно расположены под рукой. Существенным недостатком ЗИЛ-157 специалисты отмечают отсутствие гидроусилителя руля на большинстве модификаций.

От своих предшественников ЗИЛ-157 отличался специально созданными шинами с наличием большего количества мягких внутренних слоев и размерами 12,00-18 дюймов. Революционным для своего времени стала система изменения давления в шинах, позволяющая водителю изменять давление в шинах прямо во время движения. При максимальном давлении 2,8 кг/см2, автомобиль мог двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч, при снижении до 2,0 кг/см2 – по пашне и в лесу. При движении по песчаной поверхности и по раскисшим дорогам давление можно было снизить до 1,00 кг/см2. При этом можно было двигаться со скоростью до 20 км/ч. При движении по болотистой местности или снежной целине давление можно было снизить до 0,5 кг/см2, однако скорость движения при этом ограничивалась 10 км/ч. Подкачка шин компрессором позволяла также осуществлять движение даже при пробитой шине, что в условиях военного применения имело огромное значение. В 1961 году система подкачки была доработана, а после усовершенствований 1978 года верхний предел рабочего давления в шинах стал 3,5 кг/см2, что позволило увеличить максимальную скорость машины до 65 км/ч.

Многие специалисты отмечают высокую надежность всех узлов и деталей, и если бы не маломощная по нынешним меркам силовая установка, ЗИЛ-157 производился бы и в наши дни. Некоторые энтузиасты устанавливали на ЗИЛ-157 белорусские дизельные моторы Д245-12с с заменой задних опор на кронштейны от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. При технической взаимосовместимости двигателя с коробкой передач ЗИЛ-157, во время работы сильно увеличивается вибрация, приводящая к быстрому выходу из строя деталей и узлов. По этой причине замена моторов на дизельные агрегаты не нашла широкого распространения.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 2039
Источник: https://spectekhnika.info/zil-157/

Цена нового и б/у

В настоящее время приобрести новый ЗИЛ-157 не представляется возможным. Производство модели завершилось довольно давно. При этом даже на рынке б/у автомобилей предложений с данным грузовиком не так много. Однако они отличаются небольшой ценой. Версии 1980-1985-го года можно приобрести за 50000-80000 рублей. Модели 90-х годов обойдутся в 120000-150000 рублей.

Арендовать ЗИЛ-157 также вряд ли удастся.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 422
Источник: https://gruzovo.com/zil-157.html

Литература


  • Автомобили ЗИЛ. Техническое обслуживание и ремонт ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и их модификаций. Часть I. М., «Транспорт», 1971 — 366 стр.
  • Автомобили ЗИЛ. Техническое обслуживание и ремонт ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и их модификаций. Часть II. М., «Транспорт», 1971 — 344 стр.
  • Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100  экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
Блок: 9/10 | Кол-во символов: 444
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-157

Аналоги

В настоящее время аналогов у модели ЗИЛ-157 не так много. К ним с некоторой натяжкой можно отнести грузовые автомобили МАЗ-5243 и ГАЗ-66.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 145
Источник: https://gruzovo.com/zil-157.html
Кол-во блоков: 28 | Общее кол-во символов: 19933
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:

  1. https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-157/: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 2080 (10%)
  2. https://spectekhnika.info/zil-157/: использовано 3 блоков из 10, кол-во символов 3267 (16%)
  3. https://all-auto.org/886-zil-157.html: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 5262 (26%)
  4. https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/zil-157/: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 3430 (17%)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-157: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 1414 (7%)
  6. https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-marki-157.html: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 1711 (9%)
  7. https://dar-web.ru/tech_zil157_adaptiv.php: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 246 (1%)
  8. https://gruzovo.com/zil-157.html: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 2523 (13%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий