МАЗ 5549 – один из знаковых грузовых автомобилей советских времён. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1977 по 1990 годы. Автомобиль никогда не отличался комфортабельностью или выдающимися техническими характеристиками, но за счёт своей неприхотливости, компактных размеров и способности работать под большими нагрузками завоевал популярность на городских строительных площадках.
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/tehnicheskie-harakteristiki-maz-5549.html
Содержание
- 1 Сфера применения
- 2 В автопарке историко-культурного комплекса “Линия Сталина” находится необычный самосвал МАЗ-5549
- 3 Технические характеристики
- 4 Описание МАЗ-5549, фото
- 5 Рабочие характеристики и габаритные размеры
- 6 Устройство
- 7 Маз-5549: технические характеристики, самосвал, грузоподъемность, цена и аналоги
Сфера применения
Основной сферой применения самосвала была работа на стройках и небольших карьерах. Характеристики МАЗ-5549 позволяли использовать шасси в качестве базы для установки различных надстроек – бетономешалок и прочей строительной техники.
Отличительной чертой машин семейств МАЗ-500 и 5335 является “неубиваемость” конструкции и нетребовательность к качеству обслуживания. Стоимость самой машины низка при высокой распространенности новых и бывших в употреблении запчастей. По этим причинам машины используются на стройках до сих пор, несмотря на полное отсутствие комфорта для водителя.
Источник: https://spectekhnika.info/maz-5549/
Это интересно: Техническая составляющая и конструктивные особенности самосвала МАЗ-551605: описываем во всех подробностях
В автопарке историко-культурного комплекса “Линия Сталина” находится необычный самосвал МАЗ-5549
В автохозяйстве данного музея под открытым небом сейчас эксплуатируется много различных автомобилей. В основном, все они серийного производства. Но есть машины, которые изготовлены только в единичном экземпляре. К такой автотехнике относится и необычный самосвал МАЗ-5549. С виду это ничем не примечательный грузовик. Но подойдя ближе, можно увидеть, что он длиннее хорошо известной модели. Его созданием занимались специалисты историко-реставрационной группы. Основная их производственная деятельность связана с ремонтом и восстановлением боевой военной техники: танков, самоходных орудий. Но приходилось делать им и автотранспорт.
МАЗ-5549, переделанный из бензовоза
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САМОСВАЛА
Несколько лет в ИКК “Линия Сталина” трудился и перевозил грузы обычный самосвал МАЗ-5549, изготовленный в прошлом веке на Минском автомобильном заводе. Как он попал в музейное учреждение, неизвестно. Наверное, принимал участие еще в строительстве самого комплекса в 2005 году. А потом после завершения всех строительных работ здесь и остался. Но пришло время, машина пришла в плохое техническое состояние и перестала использоваться по своему прямому назначению. Ей потребовалась замена. Но подходящих “кандидатов” на замену вначале не было.
В 2010 году в музее появились две автоцистерны АЦ-8, предназначенные для перевозки 8000 литров нефтепродуктов. Руководители историко-культурного комплекса приняли решение о переоборудовании одного из них в самосвал и поручили сделать этой своей реставрационной группе. Рамы обоих МАЗов выдерживают нагрузки до 5 тонн.
МАЗ-5549 серийная модель
“Так как у самосвала на тот момент рама была уже гнилая, нас попросили переоборудовать одну из автоцистерн в самосвал”, – объяснил руководитель реставрационной группы ИКК “Линия Сталина” Владимир Якушев.
Со старой автотехники реставраторы сняли кузов и самосвальный механизм и установили их на базовое автошасси МАЗ-5334, на котором располагалась прежняя спецтехника. Предварительно она была разукомплектована, а ее раму усилили, вставив в нее специальный подрамник с дополнительным креплением и лонжероны.
Чтобы все получилось удачно и ничего не мешало подъему и опусканию кузова, Владимир и его команда сделали все необходимые предварительные расчеты.
“Рядом стоял еще старый самосвал, по аналогии с его конструкцией и рассчитывали”, – рассказал реставратор Александр Микалуцкий.
В результате оказалось, что лучше всего расположить данную деталь на краю. Так и сделали.
“В принципе, переделать бензовоз в самосвал гораздо проще, чем наоборот”, – отметил Владимир Якушев.
При реализации данного проекта особых сложностей у коллектива не возникло. Работы начались в октябре, и через неделю появился новый автомобиль-самосвал.
P.s. В настоящее время переделанная машина зарегистрирована в Государственной автоинспекции как автосамосвал МАЗ-5549. Сейчас он перевозит песок, щебенку и другие грузы не только на территории самого комплекса, но и за его пределами.
Юрий ВЛОДАВСКИ
Фото автора
Источник: https://adt.by/neobyichnyiy-samosval-maz-5549/
Технические характеристики
Автомобиль с габаритами — 5,785х2,50х2,62 м, колесной базой — 3,4 м. Компактность обеспечивает машине хорошую маневренность — она способна выполнять поворот с радиусом 7,5 м, двигаться по неподготовленным дорогам.
Другие параметры МАЗа:
- снаряженный вес — 7,225 т;
- грузоподъемность — 8 т;
- колея колес — 1,865 м у задних и 1,97 у передних;
- клиренс — 27 см;
- углы свеса: задний — 48°, передний — 24°;
- кузов вместимостью — 5,7 м³, с углом подъема — 55°;
- скорость передвижения — до 75 км/ч;
- пневматический привод тормозов;
- объем топливного бака — 200 л.
Модель комплектуется дизельным ярославским силовым агрегатом (ЯМЗ 226), имеющим такие характеристики:
- 6 цилиндров, расположенных V-образно;
- мощность — 180 л. с.;
- диаметр цилиндров — 13 см;
- рабочий объем -11,2 л;
- степень сжатия — 16,5.
Двигатель не отличается экономичностью. Производителем заявлен расход дизеля — 22 л/100 км. Учитывая объем мотора автомобиля, массовые характеристики, показатель занижен — он близок к 30 л.
Двигатель
На автомобиле используется шестицилиндровый четырёхтактный 12-клапанный дизельный двигатель ЯМЗ-236 с V-образным, под углом 90 градусов, расположением цилиндров. Рабочий объём – 11,15 литров; мощность 180 лошадиных сил (132 кВт), при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. Крутящий момент – 667 Н.м (68 кгс.м), при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Минимальное число оборотов холостого хода – 450-550 об/мин. На «МАЗ-5549» устанавливали не турбированный, а обычный атмосферный вариант мотора «ЯМЗ-236» / «ЯМЗ-236М» / «ЯМЗ-236М2» (Евро-0).
Регулятор числа оборотов – центробежный, всережимный. Давление в системе смазки при номинальных оборотах составляет 4-7 кгс/см3. Масляных фильтров два. система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла – с помощью масляного радиатора воздушного типа. Воздушный фильтр – инерционно-маляный, с контактным элементом. На двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.
Расход топлива
На 100 км пути МАЗу-5549 потребуется около 22 л топлива. Показатель является не самым большим, однако экономичным грузовик назвать точно нельзя. С учетом массы автомобиля и объема его силовой установки в заявленные нормы расхода он вряд ли укладывается.
Собственнику грузовика следует быть готовым к тому, что заправлять его придется куда чаще, а средний расход составит около 30 л/100 км.
Топливный бак автомобиля вмещает 200 литров, что позволяет обеспечить длительный запас хода.
Трансмиссия
На данный двигатель устанавливалось сцепление модели ЯМЗ-236К – сухое, фрикционное, двухдисковое. Механическая коробка переключения передач – ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трёхходовая, с синхронизаторами на II-III и IV-V передачах. передаточные числа следующие: 1 – 5,26; 2 – 2,90; 3 – 1,52; 4 – 1,00; 5 – 0,66; задняя – 5,48.
Карданный вал – открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару конических шестерён со спиральным зубом. Колёсная передача – цилиндрические прямозубые шестерни (центральная , три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления). Общее передаточное число заднего моста составляет 8,28.
Ходовая и рулевое управление
Надёжные мосты и узлы подвески закреплены на обладающей солидным запасом прочности раме. Они редко у кого вызывают нарекания.
Неплохо зарекомендовала себя и пневматическая тормозная система, единственным недостатком которой можно считать довольно большое время набора рабочего давления.
Относительно короткая колёсная база, удачно подобранные передаточные числа рулевого привода и значительный угол поворота передних колёс делают машину маневренной даже в ограниченном пространстве.
Источник: https://spectekhnika.info/maz-5549/
Описание МАЗ-5549, фото
Технические характеристики МАЗ 5549 не подвергались улучшению с 1977 года. Единственное, что было доработано – фары переместились с кабины на передний бампер в соответствии с требованиями безопасности. В остальном конструкция осталась без изменений.
Модель 5549 представляет собой двухосный самосвал с бортовым кузовом с задней разгрузкой. Кабина – трёхместная, без места для отдыха. На фото МАЗ 5549 хорошо видны двойное лобовое стекло, заглушки на месте фар на кабине и другие признаки того, что дизайн не менялся с доперестроечных времён. То же касается и конструкции. Уровень комфортности для водителя можно с натяжкой назвать базовым: водительское кресло установлено на рессорах, что несколько снижает тряску, а руль снабжён гидроусилителем. Зато само рулевое колесо тонкое и расположено строго горизонтально, что увеличивает нагрузку на руки при многочасовой работе. Пассажирское сиденье жёстко крепится к полу, что заставляет прочувствовать все неровности дороги.
Грузовой автомобиль МАЗ-5549
Несмотря на то что автомобиль был предназначен для перевозки сыпучих материалов, его проходимость оставляет желать лучшего. Трогаться следует с особой осторожностью, чтобы избежать пробуксовки (без нагрузки – со второй передачи). Грузовик легко застревает в грязи, мокром песке, может забуксовать даже на мокрой траве. Прочная рама, способная выдерживать перегрузки, оказалась требовательна к процедуре разгрузки: опорожнять кузов необходимо только на ровной площадке, иначе в раме быстро появляются трещины и разрывы.
Тем не менее, компактные грузовики пользовались высоким и устойчивым спросом на городских строительных площадках. Со своей основной задачей – перевозить грузы – 5549 справлялся идеально. Песок, щебень, строительный мусор, древесина – на МАЗах возили всё. Лимит в 8 тонн соблюдали редко – на самосвалах даже увеличивали борта, чтобы можно было грузить больше. Ещё одно бесспорное достоинство – маневренность. Максимальный угол поворота передних колёс составляет 38 градусов, что позволяло лавировать по загруженной стройплощадке и подвозить грузы точно в отведённое место.
Работая с постоянной перегрузкой, с редким непрофессиональным ремонтом, автомобили успешно функционировали, даже выработав заводской ресурс. До сих пор их можно увидеть на строительных площадках, где их держат за дешевизну и простоту обслуживания, доступность запчастей и ремонта.
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/tehnicheskie-harakteristiki-maz-5549.html
Рабочие характеристики и габаритные размеры
Самосвалы МАЗ-5549 оснащаются подъемным кузовом с автоматическим приводом. Разгрузка осуществляется назад. Полный объем грузовой платформы равняется 5,7 кубическим метрам.
Прочие характеристики:
- снаряженная масса — 7225 кг;
- полная масса — 15 375 кг;
- длина — 5785 мм;
- ширина — 2500 мм;
- высота по крыше кабины — 2620 мм;
- продольная база — 3400 мм;
- колея переднего хода при движении по грунту — 1970 мм;
- колея заднего хода между серединой диска внутреннего колеса — 1865 мм;
- минимальный дорожный просвет под передней осью — 270 мм;
- минимальный радиус поворота — 7,5 м;
- передний угол свеса при максимальной загрузке — 24 градусов;
- задний угол свеса при максимальной загрузке — 48 градусов;
- угол подъема кузова — 55 градусов.
Самосвалы МАЗ-5549 оснащаются типовой трехместной кабиной, лишенной особых изысков. Советские инженеры на первое место ставили работоспособность техники, а не комфорт водителя.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
Источник: http://spectehnika-info.ru/maz-5549-samosval/
Это интересно: Технические характеристики минских самосвалов МАЗ-5550 и модификаций грузовика — познаем главное
Устройство
Фирменной чертой модели МАЗ-5549 являются округлые формы кабины. Данный вид многим современным автомобилистам знаком с детства. Главной особенностью грузовика являются фары, монтированные в передний бампер, а также поворотники, установленные на месте, где традиционно располагаются фары. Панорамных стекол, как у последних продуктов Минского автозавода, здесь нет. К «фишкам» модели следует отнести двойное ветровое стекло.
Руль автомобиля расположен практически вертикально. Его обод 3-спицевый и весьма тонкий. Сам руль дополнен ГУР-ом.
Бескапотная компоновка, выбранная Минским автозаводом, имела ряд преимуществ. Она позволила сократить габариты, весовые характеристики и улучшить доступ к отдельным узлам машины и силовой установке. Управлять грузовиком стало намного легче. Решение белорусских конструкторов существенно упростило процесс сборки, отбросив необходимость в трудных штампах.
При этом увеличилась и вибронагрузка. Сократить ее разработчики попытались за счет более мягких рессор и улучшенных сидений и амортизаторов.
Изначально использование бескапотной схемы не казалось хорошим вариантом. Для большинства оптимальным решением представлялось применение полукапотной компоновки. Однако сторонники бескапотной версии взяли верх, обещав обеспечить надежную защиту и нормальное функционирование в тяжелых условиях.
Минские разработчики разобрались и с проблемой больших нагрузок на передний мост. Данный элемент был полностью переделан.
В итоге появился принципиально новый для всего советского рынка грузовой автомобиль. Ожидания оправдались, а продукт стал весьма востребованным.
При этом МАЗ-5549 никогда не был удобным автомобилем. Однако минимум комфорта в салоне, медленный разгон и тяжелое переключение рычага коробки передач отечественных потребителей не смущали, поскольку данные недостатки компенсировались низкой стоимостью и надежностью минского продукта.
Цена нового и б/у МАЗа-5549
Новый МАЗ-5549 в настоящее время купить не удастся, поскольку его производство завершилось довольно давно, остается только “консервация”. «Живой» грузовик (1988-1990-го года) можно приобрести за 120-160 тысяч рублей. Причем автомобиль будет вполне работоспособен. Именно небольшая стоимость и делает его востребованным у фермеров, желающих избавиться от наемного транспорта.
Покупку данной машины следует рекомендовать лишь опытным водителям, которые смогут самостоятельно выполнять его ремонт. МАЗ-5549 ломается нечасто, но с учетом возраста проблемы с его функциональностью будут возникать.
Арендовать автомобиль вряд ли удастся.
Аналоги
Аналогом МАЗа-5549 является модель МАЗ-5551.
Источник
МАЗ-5549 (1978) (Ad Modum)
Источник: https://mtz-80.ru/bez-rubriki/maz-5549-samosval-tehnicheskie-harakteristiki-gruzopodemnost
Маз-5549: технические характеристики, самосвал, грузоподъемность, цена и аналоги
МАЗ 5549 – один из знаковых грузовых автомобилей советских времён. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1977 по 1990 годы. Автомобиль никогда не отличался комфортабельностью или выдающимися техническими характеристиками, но за счёт своей неприхотливости, компактных размеров и способности работать под большими нагрузками завоевал популярность на городских строительных площадках.
Источник: https://mtz-80.ru/bez-rubriki/maz-5549-samosval-tehnicheskie-harakteristiki-gruzopodemnost
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://spectekhnika.info/maz-5549/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 4290 (28%)
- https://mtz-80.ru/bez-rubriki/maz-5549-samosval-tehnicheskie-harakteristiki-gruzopodemnost: использовано 2 блоков из 15, кол-во символов 3138 (21%)
- https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/tehnicheskie-harakteristiki-maz-5549.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2778 (18%)
- https://gruzovo.com/maz-5549.html: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 959 (6%)
- http://spectehnika-info.ru/maz-5549-samosval/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 997 (7%)
- https://adt.by/neobyichnyiy-samosval-maz-5549/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3084 (20%)