В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ. Конструкция данной модели оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.
Источник: https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/
Содержание
История
Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации машин МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Начало конвейерного производства было положено в 1974 году на Минском тракторном заводе. Выпуск тракторов был учрежден постановлением Совета Министров СССР. Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был стратегически важной машиной для советского сельского хозяйства.
Совет постановил в пользу создания нового трактора 1,4 тягового класса с мощностью 75-80 л.с.. Чтобы ускорить создание новой машины, было принято решение о модернизации существующих МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся в итоге МТЗ-80 на 70% унифицирован с предшественниками. Такой подход позволил также сократить затраты на переоборудование заводов, выпускавших модификацию.
Конструкция машины претерпела значительные изменения. Причем они коснулись как внутреннего устройства, так и внешнего вида. Конструктивные изменения были внесены преимущественно в двигатель. Он стал мощнее и производительнее. Внешний облик трактора был дополнен новой кабиной и обшивкой.
Традиционная полурамная компоновка была сохранена. Двигатель по-прежнему располагается в передней части. На МТЗ-80 установили новые задние колеса увеличенного диаметра и передние колеса уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были окончены в 1972 году полным успехом. На момент окончания мероприятий были определены агрегатируемые орудия и устройства, количество которых превысило 200 модификаций. На сегодняшний день МТЗ-80 «Беларус» остается одним из самых универсальных тракторов общего назначения.
Увеличенная скорость движения позволила использовать технику для транспортировки грузов и буксировки на задней сцепке. Через год после освоения выпуска в 1974 году было запущено производство МТЗ-80 на гусеничном ходу.
Источник: https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/
Это интересно: Обзор трактора МТЗ-622 и близких по характеристикам аналогов
Сфера использования модели
В зависимости от типа дополнительного оборудования, трактор Беларусь 80 может выполнять широкий спектр работ:
- Обработка участков в сельском хозяйстве. Машина выполняет вспашку, подготовку почвы к посевным работам, посев и сбор урожая. Для этого применяются плуги, культиваторы, сеялки, прицепные комбайны и другое оборудование. В сельском хозяйстве трактор может вносить в почву минеральные удобрения;
- Очистка территорий от мусора и снежных масс. Оборудуется фронтальным отвалом. Для уборки асфальтового покрытия машина оснащается щеткой;
- Землеройные работы. Используется для выкапывания траншей и котлованов. Оснащается специализированным ковшом;
- Дорожно-строительные работы. МТЗ-80 используется как легкий бульдозер для выравнивания площадок и перемещения сыпучих материалов;
- Погрузочные работы. Трактор выполняет погрузку сыпучих материалов;
- Транспортировка грузов. Машина используется для буксировки прицепов.
ВНИМАНИЕ: Колесный трактор МТЗ-80 имеет пневматическую систему. Она необходима для управления тормозами прицепа во время движения.
Источник: https://toptexnik.ru/traktory/traktor-belarus-mtz-80
Технические параметры и основные виды работы
МТЗ 80 обладает многофункциональностью благодаря следующим техническим параметрам:
- Привод – 4х2.
- Тяговый класс – 0,6.
- Грузоподъемность – 3,20 т.
- Двигатель – Д-243:
- Тип – дизельный, с непосредственным впрыском.
- Охлаждение – жидкостное.
- Количество цилиндров – 4.
- Объем – 4,75 л.
- Мощность – 81,60 л. с,
- Расход топлива (норма) – 4,6 л/маш-час,
- масса – 0,43 т.
- Габаритные размеры:
- База – 2,37 м.
- Полная длина – 4,12 м.
- Ширина – 1,97 м.
- Высота – 2,78 м.
- Трансмиссия:
- КПП – механическая, ступенчатая,
- количество передних передач – 18,
- количество задних передач – 4.
- Сцепление – однодисковая муфта.
- Скорость движения наибольшая (наименьшая):
- Переднего хода – 34,30 (1,90) км в час.
- Заднего хода – 9,25 (4,10) км в час.
- Гидросистема:
- Наибольшее давление – 20,0 МПа.
- Производительность – 45,0 л/м.
- Объем – 25,0 л.
- Общие данные:
- Масса – 3,15 т.
- Объем баков для горючего – 130,0 л.
- Агропросвет – 0,65 м.
- Радиус поворота – 3,77 м.
- Типоразмер шин:
- Передний мост – 9,00-20.
- Задний мост – 15,5R38.
Указанные технические характеристики обеспечивают МТЗ 80 возможность применения в различных видах работ.
Источник: https://traktorwork.ru/obzory/traktor-mtz-80.html
Устройство трактора МТЗ | Двигатель
Устройство двигателя трактора МТЗ представляет собой четырехцилиндровый четырехтактный дизельный безнаддувный двигатель Д-240 / Д-243 мощностью 80 л.с. с непосредственным впрыском и электростартерным пуском, способный разгоняться до 40 км/ч.
Устройство трактора МТЗ | Двигатель: 1 — воздухоочиститель пускового двигателя; 2 — пусковой двигатель; 3 — стартер пускового двигателя; 4 — редуктор пускового двигателя.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 450
Источник: https://industrialmachine.ru/ustrojstvo-traktora-mtz/ Трактор МТЗ-80 и МТЗ-82Основные различия тракторов заключаются в распределении привода. У более поздней версии полноприводный ход. Также на последних модификациях устанавливается мотор Д-243. Доступна комплектация большой и малой кабинами. Дополнительные изменения были внесены в конструкцию навесной системы. В целом, поздняя модификация является усовершенствованной в ключевых аспектах предыдущей моделью. Блок: 4/6 | Кол-во символов: 409
Источник: http://spectehnika-info.ru/traktor-mtz-80/ Видео обзорНовый трактор Беларус 80 с современными навесными орудиямиИстория трактора Беларус МТЗ-80 от создания – до наших днейКраткий обзор о тракторе Беларус 80.1Трактор МТЗ 80 в работеБлок: 4/5 | Кол-во символов: 197
Источник: https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-belarus-mtz-80 Агрегаты и основные механизмы, устройствоРис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80: 2 — масляный радиатор; 3 — гидроусилитель руля; 4 — водяной насос; 5 — масляный насос; 6 — генератор; 7 — центробежный маслоочиститель; 8 — корпус сцепления и понижающего редуктора; 9 — вал отбора мощности; 10 — пневмопереходник; 11— гидроцилиндр задней навески; 12 — воздухоочиститель; 13 — головка цилиндров; 14 — компрессор; 15 — топливный насос; 16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л); 17 — пусковой двигатель; 18 — задняя навеска; 19 — коробка передач; 20 — редуктор пускового двигателя; 21 — передний ведущий мост; 22 — карданный вал; 23 — промежуточная опора карданного вала; 24 — раздаточная коробка Рассмотрим основные узлы и агрегаты подробнее. Начать стоит с обустройства рабочего места водителя. КабинаДля того чтобы эффективно использовать многофункциональность трактора необходимо создать комфортные условия для механизатора. Важную роль в этом составляет конструкция кабины на Беларус 80. На начальном этапе производства МТЗ 80 старого образца комплектовался малой кабиной, которая практически без изменений досталась ему по наследству от модели МТЗ 50.
При этом кроме простоты в ремонте такая малая кабина имела гораздо больше недостатков. К ним следует отнести наиболее важные:
Для посильного устранения недостатков выше механизаторы вручную вносили изменения или как сейчас говорят, проводили тюнинг в устройстве малой кабины МТЗ 80. К такому тюнингу относились следующие действия:
Но все эти локальные работы по улучшению и тюнингу старой кабины трактора МТЗ 80 носили локальный характер и не позволяли качественно улучшить условия труда для механизаторов. Поэтому в середине восьмидесятых годов была разработана и затем запущена в производство модификация Беларус МТЗ 80.1 с большой кабиной. Основные преимущества новой кабины:
В настоящее время Беларус 80 производится только с большей по габаритам кабиной. ДвигательНа первых этапах своего производства трактор МТЗ 80 комплектовался двигателем Д 240, в дальнейшем основным стал дизель Д 243. Его основные отличия состояли в увеличенной мощности 81,60 л. с. (78,0 л. с. — Д 240) и меньшим удельным расходом топлива 226 против 238 г/кВт*ч. Для обоих силовых агрегатов присуща высокая надежность, довольно низкая чувствительность к качеству топлива и качественные тяговые свойства, несмотря на то, что сколько допустимо весит трактор МТЗ с грузом.
Для запуска обоих дизелей использовался пусковой двигатель или электростартер. В настоящий период на трактор МТЗ 80 стандартно выполняется установка системы электрозапуска с применением стартера вместо пускача. Пускач или просто компактный двухтактный пусковой двигатель ПД-10 (используемое топливо – бензин) для МТЗ 80 состоит из двух основных узлов: одноцилиндрового двигателя и редуктора. Несмотря на простое устройство пускача МТЗ 80 он требовал постоянного обслуживания. К таким операциям относилось:
Кроме того, трактор очень часто не заводился с пускача с первого раза в зимний период. А также в такое время трудно было завести и сам пускач. Поэтому чтобы избежать данных проблем механизаторы очень часто переделывали пускач на стартер. Такая переделка, позволяющая установить стартер, могла выполняться своими руками в условиях сельских мастерских.
Основой экономичной и нормативной тяговой работой двигателя МТЗ 80 служит правильно установленное зажигание в ТНВД или как его еще называют угол опережения впрыска топлива. При правильно выставленном угле топливо в цилиндры дизеля должно поддаваться конкретно в заданный период при окончании такта сжатия. Несвоевременная подача вызывает износ и разрушения в работе узлов мотора.
В целях обеспечения Беларус МТЗ 80 электроэнергией в паре с двигателем применяется генератор трехфазный Г-306 Д. Для выработки электрического тока, согласно схеме подключения, генератор соединен с соответствующим шкивом силового агрегата клиновидным ремнем размером 11х10х1250, где (в мм):
Генератор трактора МТЗ 80 это сложное электротехническое устройство. Поэтому для надежной и долговременной работы Г-306 Д необходимо выполнять все требования по техническому обслуживанию, так как осуществить его ремонт своими руками достаточно трудно. Обычно для проведения ремонтных работ необходимы специальные контрольно-измерительные приборы. ПодвескаХодовая часть имеет устройство в виде тележки. Основными элементами такой схемы служат:
Передний мост является опорой для передней части МТЗ 80 и одновременно с рулевым механизмом осуществляет направленное движение всего трактора. Устройство переднего моста состоит из следующих основных деталей:
Одним из недостатков при движении трактора с задним приводом является нмзкая управляемость. С целью ее повышения, особенно в прошлом веке, механизаторы применяли следующее изменения:
При этом установка переднего моста от автомашины и от компактного трактора Т30А совместно с блокировкой заднего моста и изменением регулировок заднего моста заметно улучшали проходимость Беларус 80. Для осуществления технического обслуживания и ремонта приходилось руководствоваться схемами по ремонту и каталогами указанных транспортных средств. Переделка рулевого управления на МТЗ 80 с колонки на дозатор с насосом, кроме повышения управляемости, снижала усилия для работы с рулевым колесом. А также установка дозатора или переоборудование рулевого управления трактора под насос-дозатор упрощало обслуживание и продлевало сроки службы рулевого механизма. ТрансмиссияМеханическая трансмиссия трактора МТЗ 80 состоит из следующих агрегатов:
Беларус 80 это многофункциональный трактор, который используется на различных операциях, поэтому качественная работа всех устройств трансмиссии позволяет эффективно выполнять данные олерации. С этой целью механизаторами своими руками проводится регулировка сцепления на МТЗ 80, а также регулировка ВОМ.
Регулировка ВОМ является очень важной операцией, так как данное устройство обеспечивает качественную работу спецоборудования трактора МТЗ 80. Такой вал на Беларус 80 может обладать как независимой, так и синхронной схемой привода ВОМ. Использование двух вариантов обеспечивает применение зубчато-кулачковой муфты переключения привода ВОМ.
Понижающий редуктор, применяемый на Беларус 80, обладает высокой надежностью. Редкие ремонты чаще всего связаны с поломкой двухвенцовой шестерни. Выполнить замену и отрегулировать ее механизатор может самостоятельно, но в связи с тем, что выпущено большое количество модификаций трактора, требуемую шестерню необходимо подбирать по каталогу данной сельхозмашины. Повысить проходимость МТЗ 80 позволяет применение в конструкции заднего моста стандартной автоматической блокировки дифференциала. Эта система удобна на полевых работах, позволяя избежать пробуксовки колес. Но для преодоления труднопроходимых участков она не подходит. Поэтому очень многие трактора МТЗ 80 переделаны механизаторами своими руками с автоматической блокировки дифференциала на механику. При этом управление устройством включения блокировки с помощью вала выносится на педаль в кабине.
В целях поддержания трансмиссии в работоспособном состоянии, кроме указанных работ по агрегатам, необходимо соблюдать полноту и своевременность техническое обслуживание (ТО) МТЗ 80. Кроме обслуживания трансмиссии, необходимо выполнять ТО двигателя, гидросистемы и электрооборудования. Наиболее трудоемким и важным является ТО 3, которое выполняется каждые 960 моточасов работы трактора. Выполнение регламента ТО трактора призвано обеспечить его надежную и долговременную эксплуатацию. Блок: 4/7 | Кол-во символов: 11004
Источник: https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/ МодификацииК наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, следует отнести:
Блок: 5/7 | Кол-во символов: 372
Источник: https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/ Отзывы владельцевКонстантин: «Мне трактор Беларус 80 очень нравится. Легкий в эксплуатации, грузы транспортирует без проблем, проходимость и маневренность на уровне. Купил машину 3 года назад, работаю по заказу на участках. Если бы еще полный привод, вообще отлично было бы. А так считаю, что конструктивно эта модель морально почти не устарела, не уступает, а иногда и лучше современной навороченной техники». Юра: «С техникой вожусь, можно сказать, с детства. Относительно МТЗ-80 отмечу, что у трактора много достоинств. Это недорогая техника, запчасти тоже достаточно дешевые, их легко купить. По простоте конструкции и легкости управления агрегат занимает одно из первых мест среди аналогов. Раньше ни одно хозяйство не обходилось без такого трактора. Что касается недостатков, конечно, они есть — малая кабина, нет полного привода, иногда гидравлика барахлит. Но это вполне решаемые мелочи. Достоинства: дешевый, легкий в управлении; Недостатки: маленькая кабина, нет полного привода». Блок: 5/5 | Кол-во символов: 997
Источник: https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-belarus-mtz-80 Ремонт трактора МТЗ-80Специалисты и пользователи отмечают, что тракторы семейства «Беларус» отличаются потрясающей ремонтопригодностью. Именно этим во многом объясняется их популярность среди российского потребителя. Ремонт машин, в большинстве случаев, можно произвести на месте. Запасные части и сервисные жидкости отличаются дешевизной и доступностью. Неприхотливый мотор доставит минимум неудобств. Основные неисправности связаны с коробкой переключения передач. Для замены деталей или поиска неисправностей можно воспользоваться профессиональными форумами. За многолетнюю историю МТЗ-80 успел раскрыть все свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт техники не вызовет трудностей. Блок: 5/6 | Кол-во символов: 696
Источник: http://spectehnika-info.ru/traktor-mtz-80/ Ходовая частьМашина имеет колесную ходовую часть. Колеса задней оси увеличенного размера, крепятся на полуоси специальными кронштейнами. Это позволяет устанавливать необходимую величину колеи. Передняя балка шарнирно крепится к раме трактора. При движении она свободно смещается относительно плоскости рамы. Передняя балка состоит из трех частей. При смещении боковых частей балки регулируется ширина колеи передних колес.
Блок: 7/9 | Кол-во символов: 560
Источник: https://toptexnik.ru/traktory/traktor-belarus-mtz-80 Гидравлическая системаНа МТЗ 80 установлена система гидравлики. Она необходима для управления навесным оборудованием. Гидравлическая система МТЗ состоит из следующих элементов:
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 683
Источник: https://toptexnik.ru/traktory/traktor-belarus-mtz-80 Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 20708
Количество использованных доноров: 6 Информация по каждому донору:
|