Обзор тяжелого промышленного бульдозера ЧЗПТ Т-330

Одна из стен дома Дмитрия Медведева украшена изображением бульдозера «Т-330». Поскольку 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина в подарок на свой 51-й день рождения картину Николая Овчинникова «В цеху», на которой изображён именно этот трактор. Кстати, тяжёлый промышленный бульдозер «Т-330» можно с полным правом назвать удачным опытом советского «импортозамещения» (модное во второй половине двухтысячных слово). Всё об истории данной модели, её конструкции, технических особенностях и сферах применения – в этой статье.


Блок: 1/9 | Кол-во символов: 535
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

История модели и особенности конструкции

В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.

Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.

Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.

По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.

Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов  ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая,  необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров. Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.

В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.

В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.

Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.

Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.

В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 4179
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

Видео и документальная передача о бульдозере


Блок: 2/9 | Кол-во символов: 48
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-t-330/

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).
Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1763
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

Модификации и особенности


Т 330 долгое время был единственной модификацией в семействе. Позднее появились несколько версий бульдозера, на его базе разработали модель Т 330Р1-01 с различными типами рыхлителей и отвалом с поперечным перекосом. За счет этого техника могла обрабатывать прочные и мерзлые грунты.

В настоящее время производство бульдозера завершено. Наиболее близким аналогом является модель ЧЕТРА Т25, созданная на основе Т 330. В ней используются современные узлы и мощные силовые установки.

Т 330 прекрасно зарекомендовал себя как альтернатива дорогостоящим иностранным конкурентам. Машина обладала огромным запасом прочности и высокой ремонтопригодностью. По стоимости она была в разы дешевле аналогов.

Среди других достоинств Т 330 значатся:

  • неприхотливость к качеству топлива;
  • минимальные затраты на обслуживание и ремонт;
  • унификация многих элементов с машинами серии Чебоксарец;
  • простота конструкции;
  • легкое и понятное управление.

Главным недостатком модели был малый ресурс работы двигателя (особенно на первых версия). Изначально он служил не более 3-5 лет, после чего необходимо было выполнять капитальный ремонт, который не всегда приводил к положительному результату. Впоследствии на бульдозер стали устанавливать другие моторы, адаптированные к необычной конструкции. Производительность Т 330 была ниже, чем у моделей аналогичного класса.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1365
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-t-330/

Технические характеристики

Силовая установка
Производитель

Обозначение изделия

ОАО «ВгМЗ» г. Волгоград

8ДВТ-330А

Описание Дизельный, на 4 рабочих такта, с наддувом и воздушным охлаждением
Параметр мощности при 1700 оборотах коленвала в минуту, кВт 250
Цилиндры и их расположение 8 по 4 на сторону в V-образном блоке
Потребление горючего, г/кВт. час 230
Литраж цилиндров общий, л 22,6
Весовой параметр, кг 2600
Узлы гидравлической системы
Насосные установки НШ-250, НШ-50У3-Л
Показательпроизводительности установки в целом, дц3 /мин 430 на 1700 оборотах коленвала в минуту
Отсечное давление клапанов защиты кг/кв.см — при перекосе отвального устройства 160,

на отвальное устройство и рыхлитель 160

Гидравлические цилиндры отвала, шт 2
Гидравлические цилиндры рыхлителя, шт 2
Гидравлические цилиндры для смены установки угла резания для рыхлительного устройства 2
Оборудование бульдозерное
Отвальное устройство полусферического типа
Ширина ножа отвала, м 4,86
Высота отвального устройства, м 1,82
Срезаная призма при перемещении, объем м3 13
Подъем отвального устройства, мм 1530
Погружение в грунт отвального устройства, мм 650
Перекос отвального устройства по сторанам, град. 12
Вес, т 7,030
Оборудование для рыхления
Исполнение рыхлителя — параллелограммного типа, угол рыхления регулируется
Количество рабочих зубьев 1
Подъем на высоту, мм 950
Погружение в грунт, мм 1380
Изменения установки рыхления, угловое, град + 14
Усилие при заглублении, кг

при извлечении рыхлителя

15300

56400

Весовой параметр, т 6,489
Общие параметры агрегата
Размеры по габаритам (Д х Ш х В), м 9,33 х 4,762 х 4,23
Темп движения, вперед / реверсивный, км/час

I режим
3,5 / 2,9
II режим 6,4 / 5,4
III режим 13,0 / 10,8
Весовой параметр трактора, т 41,8
Весовой параметр агрегата с отвалом и рыхлителем, т 54,8
Воздействие гусениц на почву- удельное,кГс/см2 1,127

Рисунок 2 Основной исполнительный орган — отвал

Рисунок 3 Рыхлительное оборудование

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1928
Источник: http://mastertraktor.ru/traktory/buldozery/buldozer-t-330.html

Устройство основных узлов и агрегатов


Бульдозер собран по узловой (модульной) компоновке, что существенно облегчает техническое обслуживание и замену запчастей. Для доступа к агрегатам предусмотрены многочисленные лючки и монтажные окна.

Вам будет интересно изучить небольшое руководство по изготовлению бетононасоса своими руками. Из обзора вы также узнаете, от какого элемента зависит вся работа устройства.

Рама и моторная установка

Сварная рама собиралась из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединялись поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди крепилась балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки.

Трактор оснащался 8-цилиндровым V-образным на 4 рабочих такта дизельным турбонаддувным мотором с системой воздушного охлаждения.

Энергоустановка легко запускалась при температуре ниже -30° С. Наработка двигателя до капитального ремонта обозначалась документацией в 6 000 моточасов, в реальной эксплуатации этот параметр снижался вдвое.

Кабина и силовая передача

Расположение кабины в передней части платформы, степень ее остекления обеспечивает машинисту бульдозера полный контроль за работой отвального устройства.

Подрессоренная, защищенная от вибрации платформа гасит воздействия от силовой установки и трансмиссионных узлов, создавая нормируемые условия работы машиниста.

Важно! Защиту от опрокидывания или попадания осколков породы в кабину обеспечивает металлический каркас за отвалом машины.

Исполнение гидромеханической трансмиссии модульное с отдельным приводом на каждый борт. Энергия крутящего момента дизельного мотора поступает на звездочные ведущие колеса гусеничных лент и насосный узел гидросистемы через: гидротрансформатор, КПП, редуктор согласования, карданные передачи.

Гидротрансформатор бесступенчато меняет режимы передачи силового момента от дизельного мотора в соответствии с величиной нагрузки.

КПП одна на два борта реверсивного исполнения. В коробке поток мощности раздваивается, что позволяет менять направление вращения приводных ведущих колес, регулируя движения машины и ее развороты на месте.

Управляется КПП дисковыми гидромуфтами, остановочными и реверсивными ленточного исполнения тормозами.

Бортовые передачи и ходовая система

Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звездочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену.

Ходовая система полужесткого исполнения, собирается из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание.

В узлах подшипников всех катков и колес помещается смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок эксплуатации. Катков опорного типа 14.

Облегчить натяжение гусеничной ленты позволяет механизм с гидравлическим приводом. Гусеничная лента разъемная и набирается из 42 башмачных звеньев с шагом 250 мм. Ширина звена 650 мм, контакт с одной гусеницы с почвой 4,86 кв. м.

Управление

В органах управления трактором и навесным оборудованием не предусмотрены приводы механического типа. Управление исполнительными устройствами осуществляется через электро- и гидросистемы.

Навесное оборудование

Агрегат поставляется:

  • с бульдозерным отвальным устройством полусферического типа, формирующим призму перемещения объемом 13 м3, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора;
  • с рыхлительным оборудованием в однозубом исполнении, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора.
Блок: 4/6 | Кол-во символов: 3557
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/traktoryi/seriya-t/buldozer-330-parametryi-osobennosti-konstruktsii-sferyi-ispolzovaniya.html

Производительность трактора, его российских и зарубежных аналогов

Производительность машин с бульдозерным оборудованием зависит от 4-х параметров:

  1. Объема грунтовой массы в призме волочения, сдвигаемого отвальным устройством.
  2. Мощности энергоустановки бульдозера, обеспечивающей скорость движения и маневры машины.
  3. Длины рабочей полосы, определяющей время цикла и потери грунтовой массы из призмы перемещения.
  4. Свойств породы грунта участка.

Для конкретной машины объем переработанного грунта за единицу времени (производительность) формируется вторым и третьим параметром, в большей степени энергонасыщенностью машины. Параметры отвала также определяются мощностью двигателя.

Фото: модификация бульдозера Т-330 ГР1

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 714
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/traktoryi/seriya-t/buldozer-330-parametryi-osobennosti-konstruktsii-sferyi-ispolzovaniya.html

Тяжелые тракторы российского производства


Выпуск бульдозера Т 330 прекращен. Технические характеристики машины значительно улучшены в серии чебоксарских агрегатов ЧЕТРА Т с индексами моделей 25, 35, 40:

  • увеличена мощность и экономичность силовых установок;
  • стало производительней и надежней напорное гидрооборудование;
  • возросли тяговые нагрузки и маневренность;
  • проще и удобней стало управление.

За счет установки на трактора ЧЕТРА агрегатов и деталей, изготовленных зарубежными компаниями, реко возросли затраты на приобретение и обслуживание бульдозеров.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 556
Источник: http://mastertraktor.ru/traktory/buldozery/buldozer-t-330.html

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Хороший обзор из кабины вперёд (назад нет, но там и нечего особенно высматривать – работает рыхлитель, и ладно).
  • Кабина, безусловно удобная и тёплая, отопитель мощный, плюс автономка на бензине, что очень удобно.
  • Отличный подогреватель, от 4х АКБ греет всё, включая КПП и топливный бак.
  • Превосходная маневренность – разворот обе гуски в разные стороны, практически на месте.
  • Простота и сверх-ремонтопригодность! Масса всяких лючков, везде можно добраться. Двигатель перебрать, или вовсе заменить – не проблема, хватит 10-ти/12-ти часов, и вперёд!
  • Двигатель работает на пределе, но мощности хватает, можно работать на полных оборотах. На земле «бульдог» легко превосходит в производительности даже более мощный «Komatsu-355». То же самое – и на скале, если она разбирается отвалом, если порода типа вулканических туфов. На рыхлении «Т-330» слабоват (корма лёгкая, колонку (стойку) рыхлителя не видно, угол атаки нерегулируемый).

Минусы:

  • Маленький ресурс мотора, всего в 3-4 тыс. м/ч.
  • Электрогидравлическое управление распределителями имеет только два положения: вкл. и выкл., промежуточных нет. Неоднократно рвало распределители, летели пилоты управления.
  • Очень слабые дюралевые лючки, сразу раздавливает, умельцы меняли их на самодельные стальные. Плохой доступ к заливной горловине картера ГТР (на поздних картер общий с КПП)
  • Гусеницы больше чем полгода не выхаживали – просто рвались , срывая крылья, ящики, аккумуляторы… В общем и целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.
Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1509
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

Аналоги


Аналогом гусеничного трактора Т-330 является бульдозер Т-330Р1-01, созданный на его основе. Это более совершенная модель, предназначенная для работы в специфических условиях.

Другие аналоги трактора Т-330 – бульдозер Т-25.01, бульдозер ДЗ-94С.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 252
Источник: https://TraktorBook.com/traktor-buldozer-t-330/

Техническое обслуживание

Для того чтобы трактор Т-330 работал без сбоев и обеспечивал нормальное рабочее состояние в течение заданного ресурса, необходимо проводить периодическое ТО, заключающееся в выполнении профилактических и регламентированных операций по уходу, осмотру и ремонту транспортного средства.

Периодичность ТО следующая:

  • нулевое — при обкатке;
  • ежесменное — каждые 10 моточасов;
  • ТО-1 — через 100 моточасов;
  • ТО-2 — через 500;
  • ТО-3 — 1000;
  • сезонное — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации;
  • особое — при изменении типичных условий работы на крайне тяжелые.

При ТО выполняют такие операции:

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверка комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц машины.
  3. Осмотр на герметичность и подтекание масла, топлива, электролита. При обнаружении неполадок их устраняют.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень проводимых работ по ТО приведен в «Карте технического обслуживания». Все осмотры, кроме ежесменного, обязательно должны заноситься в журнал.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1033
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

Отзывы владельцев и механизаторов


Среди положительных качеств отмечаются:

1. Стоимость ниже, чем импортных машин.

2. Унификация основных компонентов серии бульдозеров «Чебоксарец».

3. Гидрофицированное управление машиной.

4. Устойчивая эксплуатация в условиях отрицательных температур.

5. Пригодность платформы к установке дополнительного оборудования.

Среди недостатков называются:

1. Низкий ресурс наработки на отказ дизеля воздушного охлаждения, сложности в его ремонте.

2. Производительность машины ниже, чем у импортных тяжелых машин аналогичного тягового класса.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 583
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-t-330.html

Обзор

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 5
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/
Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 21291
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

  1. https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 9024 (42%)
  2. http://mastertraktor.ru/traktory/buldozery/buldozer-t-330.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2484 (12%)
  3. http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/traktoryi/seriya-t/buldozer-330-parametryi-osobennosti-konstruktsii-sferyi-ispolzovaniya.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5259 (25%)
  4. https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-t-330.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1442 (7%)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-330: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1023 (5%)
  6. https://BuldozerSpec.com/buldozer-t-330/: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 1807 (8%)
  7. https://TraktorBook.com/traktor-buldozer-t-330/: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 252 (1%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий