Руководство по ремонту грузовика ГАЗ-51 и его технические характеристики: излагаем в общих чертах

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 имеет длинную историю – выпуск первых начался еще да начала Второй мировой войны. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) ГАЗ-51 разрабатывался по лицензии американского прототипа Dodge, в ходе разработок ДВС был существенно модернизирован.

Готовый к установке двигатель для газ 51

Вернуться к оглавлению

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 335
Источник: https://AvtomobilGaz.ru/gruzovye/gaz51/dvigatel-harakteristiki.html

Автомобиль ГАЗ-51


Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-51.

Автор: Г.И. Клинковштейн, Н.М. Макеев

Издательство: МАШГИЗ

Год издания: 1949

Страниц: 83

Формат: DjVu

Размер: 2,1 Mb

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 242
Источник: https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/otechestvennye-avtomobili/gaz/51

История создания двигателя для автомобиля ГАЗ 51

В середине тридцатых годов двадцатого века 4-цилиндровый мотор М-1, разработанный для оборонной промышленности, уже не соответствовал предъявляемым запросам по мощности – требовался более сильный двигатель для грузового автомобиля. Таким ДВС мог стать шестицилиндровый силовой агрегат нового поколения. Но своих конструкторских решений на тот момент в Советском Союзе не было, и в 1937 году было решено закупить чертежи американской модели D5 компании Dodge.

Так получилось, что в чертежах не хватало некоторых деталей, и конструкторы Горьковского автомобильного завода самостоятельно дорабатывали необходимые элементы. Несмотря на то, что новый двигатель внешне похож на американский вариант, он считается собственной, оригинальной разработкой.

Пример двигателя ранней версии для грузовика ГАЗ 51

Новая модель получила индекс ГАЗ 11. Мотор имел свои конструкторские решения, от модели D5 он имел следующие отличия:

  • Маслоприемник насоса масляной системы был плавающего типа, на американском образце маслоприемник крепился жестко;
  • Газораспределительный механизм ГАЗ 11 имел шестеренчатую передачу (текстолитовая шестерня распределительного вала и металлическая шестерня коленчатого вала). На D5 металлические «звездочки» связывались между собой с помощью цепи (цепная передача);
  • Карбюратор К-23 «газовского» двигателя имел собственную разработку и был оснащен новшествами тех времен – экономайзером и насосом-ускорителем.

В первых опытных образцах отечественного двигателя было много недоработок, выявлявшихся при испытаниях.

Родной двигатель на грузовике Газ 51

Массовый выпуск постоянно откладывался и был освоен только в начале 1940 года. В 1941 году ГАЗ 11 после испытаний был принят в качестве судового двигателя на военном морском флоте.

В военные годы двигатель устанавливался небольшими партиями на автомобили ГАЗ 61, по окончанию Великой Отечественной было продолжено усовершенствование мотора. У ДВС ГАЗ 11 появились модернизированные варианты ГАЗ 12, ГАЗ 51 и ГАЗ 52.

Особенности работы двигателя

Грузовой автомобиль ГАЗ-51 получил широкое распространение в послевоенный период. Для разработки его двигателя специально изучались моторы, представленные компанией Dodge из серии двигателей Chrysler с нижним расположением клапанов. Завод даже купил лицензию на производство этих моторов.

При производстве эти двигатели были адаптированы под наши условия, и для ГАЗа 51 моторы выпускались со следующими характеристиками.

Работал двигатель ГАЗ 51 на бензине.

При 2800 об/мин двигателя развивал максимальную мощность до 70 л.с. При этом, максимальный крутящий момент достигался при 1500 об/мин, и составлял 201 Н*м.

Объем цилиндров соответствовал показателю 3485 куб.см. Все цилиндры располагались в ряд, в количестве шести штук. Степень сжатия у цилиндров составляла 6.2. Подача смеси осуществлялась посредством карбюратора, охлаждался двигатель при помощи жидкостной системы охлаждения.

По сравнению с двигателем авто ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА, которых ГАЗ 51 заменил, двигатель последнего имел меньший вес, был более прочным, расходовал меньше топлива, показатели мощности также были выше, да и по компактности он превосходил своих собратьев. В ремонте был не прихотлив.

Вернуться к оглавлению

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3222
Источник: https://AvtomobilGaz.ru/gruzovye/gaz51/dvigatel-harakteristiki.html

Автомобиль ГАЗ-51А. Инструкция по уходу

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля ГАЗ-51А.

Автор:

Издательство: ГАЗ

Год издания: 1962

Страниц: 133

Формат: DjVu

Размер: 4,8 Mb

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 225
Источник: https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/otechestvennye-avtomobili/gaz/51

Конструкция грузовой машины


Полученный в ходе войны опыт и знакомство с новейшими образцами грузовой трофейной и союзной автотехники ведущих автомобилестроительных держав мира позволили советским разработчикам создать простую, но весьма функциональную машину на основе оптимальной капотной компоновки. При сравнительно короткой колёсной базе сдвинутые вперёд двигатель и кабина дали возможность установить достаточно длинную и вместительную грузовую платформу.

Рама грузовика представляла собой простую «лестничную» конструкцию, в которой два длинных лонжерона соединялись между собой с помощью пяти поперечных балок. На раме крепилась кабина и кузов, подвеска и силовой агрегат. Платформа кузова соединялась с рамой при помощи стремянок. Для перевозки габаритных лёгких грузов в бортовом каркасе кузова были предусмотрены специальные гнёзда для наращивания бортов.

Рама и задний мост

В конструкции ГАЗ-51 впервые для советского автопрома была решена задача обеспечения  равной прочности всех систем и узлов машины. Также впервые были успешно опробованы такие современные на то время решения, как алюминиевая головка блока цилиндров, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, маслорадиатор и двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, тонкостенные биметаллические вкладыши коленвала и легкосъёмные тормозные барабаны. В технологическом плане было освоено применение новых износостойких типов чугуна и хромирование ряда важнейших деталей.

Для послевоенного выпуска ГАЗ-51 был значительно усовершенствован двигатель, что позволило заметно поднять его технические характеристики. В конструкции грузовиков получил применение гидравлический тормозной цилиндр, что стало намного эффективнее механических тормозов. При этом собственная масса автомобиля в ходе периодических усовершенствований стабильно снижалась, составив к 1962 году чуть менее 2,3 тонны.

Кабина грузовика имела современные по тем годам очертания и последовательно совершенствовалась. На первых серийных авто крыша кабины и дверные проемы обшивались деревом, сверху обивались фанерой и брезентом. Вскоре из металла стали изготовлять каркасы дверей и ряд других частей кабины. После 1955 года она стала цельнометаллической, а годом спустя в ней появилась система отопления. Для обдува в жаркое время ветровые стёкла могли подниматься почти до горизонтального положения. С водительской стороны устанавливался стеклоочиститель.

Двигатель ГАЗ-51

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2428
Источник: https://MilitaryArms.ru/gruzovye-avtomobili/gaz-51/

Устройство и характеристики двигателя ГАЗ 51

Четырехтактный бензиновый мотор ГАЗ 51 имел чугунный литой блок с шестью цилиндрами, установленный в один ряд. Расположение клапанов нижнее, клапана расположены в ряд по 2 шт.

Двигатель комплектовался разными по материалу головками блока цилиндров (ГБЦ): алюминиевыми и чугунными. На моторах с алюминиевыми головками степень сжатия была выше – 6,2, с чугунными ГБЦ этот показатель равен 5,6. Поначалу ГБЦ имели отверстия под свечи диаметром 18 мм и шагом резьбы 1,5 мм, в дальнейшем отверстия были изменены под свечи А11 (14х1,25 мм). Такое решение позволило повысить степень сжатия до 6,7.

Так выглядит головка блока цилиндров от двигателя ГАЗ 51

На более старых версиях ДВС для очистки масла в конструкции устанавливались два фильтра: грубой и тонкой очистки. Затем в устройстве стал применяться только один полнопоточный фильтр.

При внешней схожести с мотором Dodge D5 технические характеристики двигателя ГАЗ существенно отличались от американского агрегата. Мотор D5 имел:

  • Диаметр поршня 82,55 мм;
  • Ход поршня 111 мм;
  • Объем ДВС 3,56 л.

ГАЗ 11 обладал следующими техническими характеристиками:

  • Диаметр поршня 81,88 мм;
  • Ход поршня 110 мм;
  • Объем 3,485 л.

При вращении коленчатого вала 3600 об/мин. двигатель ГАЗ обладает мощностью 85 л. с.

Поршень

Стандартный поршень имеет размер 81,88 мм, также предусмотрены ремонтные размеры:

  • Первый ремонт – 82,5 мм;
  • Второй ремонт – 83,0 мм;
  • Третий ремонт – 83,5 мм.

На базе ДВС ГАЗ 51 был разработан четырехцилиндровый ГАЗ 20, который устанавливался на автомобили «Победа» и ГАЗ 69. Диаметр поршня ГАЗ 20 составляет 88 мм.

Поршень имеет плоское днище и юбку овальной формы. Чтобы компенсировать тепловое расширение, на юбке предусмотрен Т-образный разрез. Другие характеристики:

  • Поршневой палец «плавающего» типа, крепится в бобышках, фиксируется в поршне двумя стопорными кольцами. Диаметр пальца 22 мм;
  • На поршне устанавливаются два компрессионных и два составных маслосъемных кольца (всего три канавки под кольца);
  • В канавках под маслосъемные кольца предусмотрены отверстия для отвода масла из цилиндров двигателя.

Шатун

Шатуны имеют двутавровое сечение. Они кованные и сделаны из стали. Нижняя головка расположена несимметрично относительно оси – на коленчатом валу шатуны устанавливаются длинными выступами в разные стороны: 1,3,5- коротким отливом вперед, а 2,4,6-коротким отливом назад. Будьте внимательнее. Крышки крепятся двумя болтами с корончатыми гайками, затянутые гайки шплинтуются. В верхнюю головку шатуна впрессована медная или латунная втулка – в ней фиксируется поршневой палец.

Коленчатый вал

Коленчатый вал двигателя стальной, имеет четыре коренных опоры, а также шесть шатунных шеек. Диаметр коренных шеек стандартного вала – 64 мм, шатунных шеек – 51,5 мм. На валу предусмотрено 6 ремонтных размеров, каждый ремонт имеет увеличение на 0,25 мм (увеличивается толщина вкладышей). Последний размер – 1,5, соответственно, диаметр коренных и шатунных шеек уменьшается на эту величину от стандартного значения.

Неисправности двигателя ГАЗ 51

У мотора ГАЗ 51 есть свои недоработки. При больших оборотах на низкой передаче не выдерживали шатунные вкладыши коленчатого вала, двигатель стучал, и его приходилось ремонтировать. Для предотвращения подобной неисправности в карбюраторе установили ограничитель оборотов. В дальнейшем баббитовые вкладыши были заманены на сталеалюминевые, и моторы стали выходить из строя значительно реже.

Пример различных видов деформации шатунных вкладышей

Другой типовой причиной поломок является Т-образный разрез на поршне. Прочность поршня за счет разреза ослаблена, время от времени в этом месте возникал разрыв.

В целом мотор был достаточно надежен, а после доработок с вкладышами мог служить долго, не требуя ремонта.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3724
Источник: https://AvtomobilGaz.ru/gruzovye/gaz51/dvigatel-harakteristiki.html

Автомобиль ГАЗ-51А. Устройство, обслуживание и ремонт

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-51А.

Автор:

Издательство: МАШГИЗ

Год издания: 1960

Страниц: 512

Формат: PDF

Размер: 41,0 Mb

—>

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 269
Источник: https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/otechestvennye-avtomobili/gaz/51

Разновидности и тюнинг


На основе базовой модели ГАЗ-51 было создано множество различных модификаций. Выпускались фургоны, самосвалы, автобусы, автоцистерны, различная специальная техника (пожарные машины, специализированные фургоны, автовышки). Некоторую часть выпускаемых автомобилей особо приспосабливали к работе в жарких климатических условиях, а также используя в качестве топлива природный или попутный нефтяной газ.

Модификация Особенности Годы выпуска
ГАЗ-51А Увеличенная грузовая платформа 1955-1975
ГАЗ-51АУ Экспортная версия для районов с умеренным климатом 1956-1975
ГАЗ-51Б Газобаллонный вариант на сжатом природном газе 1949-1960
ГАЗ-51В Экспортная версия с грузоподъемностью 3-3,5 тонны и мотором ГАЗ-51В 1957-1975
ГАЗ-51Д Укороченное шасси для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500 1958-1975
ГАЗ-51 ДУ Экспортная версия ГАЗ-51Д
ГАЗ-51ДЮ Экспортная версия ГАЗ-51Д для тропических районов.
ГАЗ-51Ж Газобаллонный вариант на сжиженном нефтяном газе 1954-1959
ГАЗ-51ЖУ Газобаллонный вариант для экспорта в страны с умеренным климатом
ГАЗ-51Н Армейская версия с решётчатым кузовом от ГАЗ-63, сиденьями вдоль бортов и дополнительным топливным баком ёмкостью 105 л 1948-1975
ГАЗ-51НУ Экспортная версия ГАЗ-51Н 1949-1975
ГАЗ-51П Седельный тягач 1956-1975
ГАЗ-51ПУ Экспортная версия ГАЗ-51П 1956-1975
ГАЗ-51ПЮ Экспортная версия ГАЗ-51П для регионов с тропическим климатом 1956-1975
ГАЗ-51Р Грузопассажирское такси с откидными скамейками 1956-1975
ГАЗ-51РУ Экспортная версия ГАЗ-51Р 1956-1975
ГАЗ-51С С дополнительным баком на 105 л 1956-1975
ГАЗ-51СЭ С дополнительным баком на 105 л и экранированным электрооборудованием
ГАЗ-51Т Грузовое такси 1956-1975
ГАЗ-51У Экспортная версия базового грузовика ГАЗ-51 1949-1955
ГАЗ-51Ф С 80-сильным двигателем ГАЗ-51Ф, имеющим форкамерно-факельное зажигание 1955
ГАЗ-51Ю Экспортная версия для тропических стран 1956-1975

Мебельные фургоны Т-246 на шасси ГАЗ-51А производились с 1959 по 1972 годы

В настоящее время тюнинг ГАЗ-51 представляет интерес прежде всего для любителей «раритетных» машин и реконструкторов. Но и в практической деятельности до сих пор не редкость энтузиасты, приспосабливающие грузовик для вполне эффективной работы по его прямому назначению. Как правило, при этом меняется довольно «прожорливый» 3,5-литровый бензиновый атмосферный двигатель на более современные варианты, в том числе дизельные турбированные версии.

Такой тюнинг финансово будет вряд ли оправдан, поскольку новый двигатель может стоить больше, чем старый «газик». Смена КПП также крайне необходима, потому что ездить без синхронизаторов не только чрезвычайно неудобно для современного водителя, но и способно создать проблемы для других участников дорожного движения. Но даже обновив мотор и трансмиссию, автолюбитель не сможет существенно увеличить комфорт, скорость передвижения или грузоподъемность. Эффективно использовать ГАЗ-51 в коммерческих целях как в условиях города, так и в деревне в наше время представляется почти невозможным.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 2982
Источник: https://MilitaryArms.ru/gruzovye-avtomobili/gaz-51/

Историческая справка про массовое производство и экспорт

В послевоенный период за весьма короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в СССР. Сборка грузовиков этой модели была дополнительно организована на Иркутском (1950-1952 гг.) и Одесском (1948-1975 гг.) автосборочных заводах. Рекордный показатель ежегодного выпуска ГАЗ-51 пришёлся на 1958 год и составил свыше 173 тысяч штук. Срок массового серийного производства грузовика составил 29 лет, а общее число автомашин, выпущенных в СССР, официальная госстатистика насчитала 3 481 033.

В конце 1940-х годов Советский Союз начал успешно экспортировать стандартные грузовики, получившие при этом индекс ГАЗ-51У, а затем ГАЗ-51АУ. Множество машин этих моделей, а также версии ГАЗ-51Ю, было отправлено за 1950-1960-е годы в развивающиеся страны Азии и Африки. Модификация ГАЗ-51В с повышенной грузоподъёмностью экспортировалась в достаточно развитые страны Европы: Венгрию, ГДР и Финляндию.

Простота и надёжность конструкции советского ГАЗ-51 позволила наладить лицензионное производство этих автомашин в отдельных странах социалистического лагеря. В Польше грузовик выпускался под маркой «Люблин-51», в КНР доработанная модель выпускалась в Нанкине и получила известность под названием «Юцзинь NJ130». В КНДР советский грузовик обозначался как «Сынри-58», причём его производство в городе Токчхоне официально не прекращено и по всей вероятности продолжается вплоть до настоящего времени.

ГАЗ-51-самосвал

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1471
Источник: https://MilitaryArms.ru/gruzovye-avtomobili/gaz-51/

Плюсы и минусы


В числе его несомненных достоинств ГАЗ-51:

  • Простота и надёжность конструкции;
  • Высокая производительность;
  • Нетребовательность к топливу;
  • Достаточные быстроходность и грузоподъёмность;
  • Мягкая подвеска с эффективными амортизаторами;
  • Надёжная и эффективная тормозная система.

К числу значимых конструтивных недостатков автомашины относят:

  • Слабый мотор;
  • Устаревшую несинхронизированную КПП;
  • Недостаточную подачу масла на высоких режимах работы мотора;
  • Самоприменение сталебаббитовых вкладышей.

В целом же для своего времени грузовой автомобиль ГАЗ-51 вправе считаться весьма удачной машиной, заслуженным предметом гордости отечественного автопрома.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 658
Источник: https://MilitaryArms.ru/gruzovye-avtomobili/gaz-51/
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 15556
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/otechestvennye-avtomobili/gaz/51: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 736 (5%)
  2. https://AvtomobilGaz.ru/gruzovye/gaz51/dvigatel-harakteristiki.html: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 7281 (47%)
  3. https://MilitaryArms.ru/gruzovye-avtomobili/gaz-51/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 7539 (48%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий