Гигант советской техники, бульдозер ДЭТ 250 до настоящего времени остается востребованным, поражает современников своими силовыми и техническими возможностями. Модель выпускалась на Челябинском тракторном заводе с 1961 по 2013 год, основной упор при проектировании сделан в сторону силовых характеристик двигателя и максимальной производительности. Согласно аббревиатуре, ДЭТ 250 — дизель-электрический трактор, принадлежит к 25 тяговому классу.
Источник: https://SpecNavigator.ru/buldozer/det-250.html
Содержание
- 1 История разработки и предназначение трактора ДЭТ-250
- 2 Сфера востребованности трактора
- 3 Бульдозер ДЭТ-250: применение
- 4 Технические характеристики
- 5 Модификации
- 6 Видео
- 7 Характеристики базового оборудования:
- 8 Преимущества и недостатки
- 9 Опыт эксплуатации
- 10 Отзывы и
- 11 Особенности устройства кабины
- 12 Обслуживание
- 13 Чем может комплектоваться
- 14 Двигатель
- 15 Стоимость нового или бывшего в использовании
- 16 Аналоги
История разработки и предназначение трактора ДЭТ-250
Трактор разработан и выпущен Челябинским тракторным заводом в 1957 году.
Относится к тяжелым энерговооруженным тракторам 25-го тягового класса. Необходимость производства тяжелой машины диктовалась масштабным строительством тех лет, в том числе магистралей, ЛЭП и трубопроводных трасс в условиях тайги и северного климата. Требовалась мощная, неприхотливая машина для работы вдали от цивилизации.
Трактор ДЭТ-250 1957 года
При разработке трактора перед инженерами возникла принципиальная проблема: у специальных машин тяговых классов выше 20-го при использовании механической трансмиссии снижается КПД, работа двигателя становится неэффективной, и этот недостаток усиливается с повышением тягового класса. Ведущие мировые производители тяжелых тракторов обошли инженерный тупик применением гидромеханической трансмиссии. Наши разработчики использовали другой принцип — в технике использована электромеханическая трансмиссия. Трактор ДЭТ-250 и его модификации в наименовании содержат букву «Э», которая и обозначает гибридную схему привода на электрической тяге.
Дизель вращает высоковольтный силовой генератор, от которого приводится в действие тяговый электродвигатель. Использование мощного электрооборудования увеличило массу машины и потребовало дополнительной системы охлаждения для генератора и электродвигателя. Эти задачи были успешно решены, и трактор ДЭТ-250, работая в оптимальных для него условиях Крайнего Севера, показал свое преимущество перед аналогами с гидромеханической трансмиссией, которая отказывала при сильных морозах.
Основная область применения трактора ДЭТ-250 — нулевой цикл строительства. Он предназначен для разравнивания целинных участков с предварительным рыхлением тяжелого грунта (камни, мерзлота), а также для перемещения масс грунта, щебня, песка методом толкания, для копки траншей и бурения ям и скважин. С навешенным подъемным краном используется для установки опор и столбов.
При применении специального навесного оборудования трактор работает как тягач на лесозаготовках.
Масса и габариты машины делают нецелесообразным ее использование в городской застройке и сельском хозяйстве.
Источник: https://ospetstehniki.ru/articles/tehnicheskie-harakteristiki-traktora-det-250.html
Сфера востребованности трактора
Значительные габариты и гусеничный ход не рассчитаны на использование трактора в масштабах города. Основная сфера применения — отрасли промышленности, которые потребуют оборудование с повышенными силовыми характеристиками двигателя. Трактор используется в горнодобывающей, нефтегазовой промышленности. Без него не обходится строительство железных дорог, шоссе, гидротехнических сооружений.
Область использования ДЭТ 250 зависит от навесного оборудования. Оно крепится в задней части агрегата. Бульдозер эксплуатируется с землеройным, бурильным, траншейным оснащением. С помощью рыхлительной установки на стадии подготовительных работ выполняется рыхление каменистых, скальных и мерзлых грунтов. Благодаря гусеничному движителю трактор оказывает малое давление на грунт и может быть использован в труднодоступных местах, вплоть до болот.
История ДЭТ 250
Источник: https://SpecNavigator.ru/buldozer/det-250.html
Бульдозер ДЭТ-250: применение
Кроме базового бульдозерного отвала и рыхлителя ДЭТ-250 может агрегатироваться с :
- ямобуром;
- буро-крановой машиной;
- траншейным экскаватором.
Машина применяется для бульдозерных и рыхлительных работ, а также для установки железнодорожных опор, промышленного строительства, горнодобывающей и разрабатывающей промышленности. Крупные габариты и большая масса трактора сделали его непригодным для работы в городских условиях. Высокая мощность машины и другие эксплуатационные характеристики используются сегодня исключительно в промышленных масштабах.
Источник: http://spectehnika-info.ru/buldozer-det-250/
Технические характеристики
На момент своего создания ДЭТ-250 обладал поистине выдающимися техническими характеристиками. Причиной была нацеленность создателей на максимальную производительность данной модели.
Габаритно-массовые показатели
Габаритно-массовые показатели бульдозера ДЭТ-250 достаточно внушительны. Причиной тому являлись некоторые конструктивные особенности. Масса составляет:
- трактор в комплекте с рыхлителем – 41.3 т;
- трактор без рыхлителя – 27.5 т.
Существенную часть эксплуатационной массы данной техники составляет специализированное навесное оборудование (отвал со специальной гидравликой, изменяющей угол реза, перекоса):
- шина отвала, мм – 4 250;
- высота отвала, мм – 1 850;
- масса навесного оборудования, т – 5.2.
Габаритные размеры ДЭТ-250:
- расстояние от оси переднего катка до оси заднего катка, мм – 4 476;
- расстояние от оси заднего катка до передней части отвала, мм – 6 549;
- расстояние от передней части отвала до задней части навесного оборудования, мм – 9 440;
- высота от нижней части гусеницы до верхней части кабины, мм – 3 215 мм;
- ширина, мм – 5 000.
Двигатель
В качестве силовой установки на данной машине использовался двигатель В-31М2. Двумя главными отличительными чертами его являются мощность и габаритные размеры. Технические характеристики В-31М2:
- количество тактов, шт. – 4;
- тип расположения цилиндров – V-образный;
- рабочая мощность при номинальных оборотах, л.с. – 323;
- эксплуатационная мощность при номинальных оборотах, кВт – 237;
- номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 – 1400;
- рабочий объем камеры сгорания, л – 38.88.
Особенности двигателя:
- охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой;
- воздухоочиститель – 2-ступенчатый с индикатором засоренности и 2 фазами очистки воздуха (эжекционной и мокрой);
- система смазки – комбинированная с очисткой в центрифуге.
Характеристики мотора В-31М4:
- рабочий объем – 38,88 л;
- номинальная мощность – 237(323) кВт (л.с.);
- расчетная частота вращения – 1400 об/мин;
- количество цилиндров – 12;
- диаметр цилиндра – 150 мм;
- запас крутящего момента – 11%;
- расход топлива – 45,3 л/час;
- емкость топливного бака – 700 л.
Потребление горючего
Удельное потребление горючего более 40 л/1 ч. при максимуме работоспособности. Объем заправочной емкости составляет 700 л.
Коробка передач
Главной особенностью данного трактора является именно трансмиссия. Она является электромеханической и имеет следующие основные рабочие параметры:
- суммарное количество скоростей, шт. – 2 (вперед/назад);
- величина тягового усилия, max – 377 кН;
- скорость движения вперед, км/ч – 15.2;
- скорость движения назад, км/ч – 15.2.
Ходовая часть
Ходовая часть каких-либо особенностей помимо габаритов своих основных составных частей, а также массы и большого давления на грунт попросту не имеет. Основные её характеристики:
- суммарное количество опорных катков (с каждой стороны), шт. – 6;
- количество катков поддерживающих, шт. – 2;
- ширина башмака, мм – 560/690 (в зависимости от типа используемых катков);
- механизм автоматического натяжения – гидравлического типа;
- величина колеи, мм – 2 450;
- величина базы, мм – 3 218.
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-deht-250/
Модификации
Трактор ДЭТ-250 по причине своей функциональности и уникальности продолжал выпускаться до 2013 года. Но в силу давности разработки самой по себе на сегодняшний день модель является устаревшей. Продолжением данной линии стал трактор ДЭТ-320.
Отличительными особенностями данной модели, выпускаемой с 2002 по 2007 год стали следующие:
- используется жидкостная система охлаждения, при этом радиатор расположен фронтально (применяется управляемый из кабины вентилятор для дополнительного охлаждения);
- ходовая часть усилена при помощи:
- лонжеронов, установленных на раму тележки;
- использованы торсионы, имеющие равную жесткость;
- использована модифицированная кабина:
- установлен обновленный стеклопакет;
- улучшена звуковая и тепловая изоляция;
- смонтирован кондиционер;
- аккумулятор из кабины вынесен на переднее левое крыло.
Основные характеристики ДЭТ-320:
- двигатель ЯМЗ – 7511;
- мощность, л.с. – 350;
- тягловый класс – 25;
- максимальная эксплуатационная масса, т – 46.
ДЭТ-320
В 2007 году трактор ДЭТ-320 полностью был снят с производства. При этом в серию была запущена новая модель – ДЭТ-400. Основными особенностями конструкции данной модели стали следующие:
- надежность всех электрических машин, ресурс их работы увеличен в два раза по сравнению с предыдущими моделями аналогичных тракторов ЧМЗ;
- при наличии такой необходимости силовой генератор трансмиссии может быть использован как генераторная дизельная электростанция;
- система управления является бесконтактной – нет необходимости прикладывать существенные усилия для переключения передач, управления движением;
- имеется бортовой компьютер, снабженный жидкокристаллическим дисплеем.
На рассматриваемого типа модификацию можно устанавливать следующее дополнительно докупаемое оборудование:
- предпусковой подогреватель типа ПЖД 30Е;
- возможен монтаж грунтозацепов типа «шпоры»;
- специальный сферический отвал для каменного угля.
ДЭТ-400
В 2012 году модель ДЭТ-400 была модифицирована. Обновленная версия стала обозначаться как ДЭТ-400М. Наиболее существенными обновлениями данной техники стали следующие:
- все ведущие колеса, а также направляющие, катки и гусеницы используются от Caterpillar;
- вместо отечественного ЯМЗ стал монтироваться Cummins – собирается он в Великобритании;
- при сборке устанавливается принципиально новая, отличная от старой модели, гидравлическая система – управление осуществляется при помощи джойстика.
ДЭТ-400М
Рассматриваемого типа модели являются универсальными, все они имеют одно предназначение. Могут использоваться не только как обычные бульдозеры, но и как рыхлители. Возможно установка дополнительного навесного оборудования следующего типа:
- ямобур;
- крановая установка (применяется для монтажа опор линий электропередач);
- траншейный экскаватор.
Каждая модификация имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Перед приобретением стоит внимательно ознакомиться со всеми ними, спецификой работы.
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-deht-250/
Видео
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-det-250/
Характеристики базового оборудования:
1. Полусферический неповоротный отвал:
- ширина – 4250 мм;
- высота – 1850 мм;
- емкость призмы волочения – 10,5 куб.м;
- предельная высота подъема – 1400;
- предельное заглубление – 370 мм;
- угол перекоса – 10 градусов;
- угол резания – 55 градусов;
- масса – 5200 кг.
2. Однозубый рыхлитель:
- предельное заглубление – 1185 мм;
- масса – 3500 кг;
- угол рыхления – 45 градусов.
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-det-250/
Преимущества и недостатки
Использование электрической трансмиссии дало возможность решить проблему при работе агрегатов на холоде, но и приобрело некоторые отрицательные моменты. Он имел более тяжелый вес, чем конкуренты и не использовался на максимуме полезности. Возникла необходимость в сложной системе охлаждения с потреблением большего расхода горючего. Возможность использования тягачом при лесозаготовительном и добывающем производстве. Даже при работе в болотистой местности или бездорожья с установкой гусениц более широкого размера не возникает никаких проблем.
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-det-250.html
Опыт эксплуатации
К основным достоинствам ДЭТ-250 сегодня можно будет отнести следующее:
- неприхотливость к условиям работы – техника отлично показала себя в условиях работы от +40 до -400 С;
- относительная простота ремонта и доступность запасных частей – трактор выпускался не один десяток лет, рынок наполнен всеми необходимыми для ремонта деталями;
- неприхотливость к качеству топлива – необходимо лишь использоваться в зимний период специальную солярку, в противном случае она загустеет и замерзнет в топливопроводе;
- кузов капотного типа – по этой причине можно без затруднений получить доступ ко всем агрегатам.
В то же время имеются у ДЭТ-250 свои недостатки.
Наиболее существенным является сложность устройства электромеханической трансмиссии. Разобраться в её конструкции без специальной подготовки достаточно проблематично.Все же остальные поломки, возникающие в процессе эксплуатации, можно легко устранить самостоятельно – при наличии руководства по ремонту. При соответствующем обслуживании и уходе ДЭТ-250 даже в возрасте нескольких десятков лет не доставит проблем владельцу.
Несмотря на простоту конструкции в тракторе имеется ряд слабых мест – на них при работе на ДЭТ-250 необходимо обращать внимание в первую очередь. Наиболее частные неисправности и способы их
Место неисправности | Возможная причина её возникновения | Метод устранения |
Гидрокаркас бульдозерной установки | Установленные уплотнения износились по причине низкого качестве или же старости | Необходимо открутить регулировочную гайку протянуть все болты расположенного на бульдозере скребка |
Гидравлический цилиндр рыхлителя | Полностью исчерпан ресурс уплотнительных прокладок | Откручивается регулировочная шайба и протягиваются регулировочные болты |
Отвал/зуб рыхлителя плохо погружается в землю | Изношена:Рабочая кромка ножей | Осуществить замену ножей |
Изношен наконечник | Произвести замену наконечника | |
Угол среза при работе отвалом не соответствует выбранному | Следует выбрать требуемый угол |
Длительное время эксплуатирующие рассматриваемый трактор владельцы рекомендуют каждые 10 тыс. моточасов работы осуществлять контрольную проверку следующих узлов:
- уровня:
- рабочих жидкостей;
- горюче-смазочных материалов;
- всех насосов;
- гидрораспределителей;
- прокладок (сальников, манжет, колец и уплотнений).
Отдельного внимания заслуживает электромеханическая трансмиссия. Необходимо обязательно постоянно осуществлять контроль контактных соединений, клемных колодок. Так как при окислении и ухудшении контакта возможна не только поломка, но также возгорание. Потушить горящую изоляцию достаточно сложно. Потому стоит не допускать перегрева контактных соединений.
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-deht-250/
Отзывы и
Чаще всего положительные, так как машина неприхотлива в условиях службы с широким диапазоном рабочей температуры. Кроме того, привлекает оптимальность баланса простоты ремонта и доступности запчастей, а также нетребовательность к топливу. Кузов копотного типа позволяет иметь прямой подход к частям агрегата.
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-det-250.html
Особенности устройства кабины
Кабина трактора ДЭТ-250 на момент начала производства считалась очень удобной. Она оптимально утеплена, отапливается, хорошо освещена за счет качественного остекления, защищена от шума и пыли. Удобство управления транспортом обеспечивается следующими техническими решениями:
- место для водителя находится справа;
- в конструкции предусмотрена регулировка сидения по высоте;
- за счет рессор уменьшены колебания, при помощи эластичной подвески обеспечивается плавный ход;
- датчики управления разнесены в разные части приборной доски, это защищает оператора от случайных действий;
- металлический корпус гарантирует безопасность водителя;
- трактор не имеет руля, управление выполняется с помощью рычагов.
Однорычажное управление трактором ДЭТ-250
Но, по меркам настоящего времени, кабину трактора ДЭТ-250 удобной не назовешь. Полностью отсутствует система кондиционирования, установлен только вентилятор, проветривание создается форточкой.
Видео по теме: ДЭТ-250 с двигателем ЯМЗ 240
Источник: https://SpecNavigator.ru/buldozer/det-250.html
Обслуживание
Благодаря кузову капотного типа доступ к основным системам трактора не вызывал каких-либо трудностей. Все детали были очень высококачественными и имели большой запас прочности, поэтому необходимость в частых ремонтах не возникала. При грамотном обслуживании техника безотказно могла проработать несколько лет с полной отдачей. А в случае поломки ремонт не составлял особого труда, так как устройство аппарата было довольно простым.
Единственная проблема, которая могла вызвать трудности – поломка трансмиссии. Слишком уж изощренно она была устроена. Все остальное оборудование любой механик мог починить, воспользовавшись инструкцией по эксплуатации техники. Запчасти ДЭТ-250 можно было без проблем приобрести у официального дилера.
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-deht-250/
Чем может комплектоваться
Установка сзади рыхлительного оборудования позволит выполнять предварительную подготовку для застройки рыхлением мерзлого, каменистого и твердого грунта. На него дополнительно есть возможность установить бур или агрегат для рытья траншеи.
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-det-250.html
Двигатель
Бульдозер ДЭТ 250 модернизировали несколько раз, причем изменения затрагивали силовую установку. Вторая версия получила V-образный агрегат В-31 с непосредственным впрыском, неразделенной камерой сгорания и следующими параметрами:
- рабочий объем – 33,88 л;
- номинальная мощность – 330 л.с.;
- расчетная частота вращения – 1500 об/мин;
- количество цилиндров – 12;
- расход топлива – 46,28 л/час;
- емкость топливного бака – 670 л.
ДЭТ 250 с данным мотором выпускался до 1989 года, потому сегодня данную генерацию в рабочем состоянии встретить крайне тяжело.
Куда более распространенной является третье поколение бульдозера, которое оснащалось 4-тактным дизельным мотором В-31М4. Агрегат сохранил V-образную конструкцию, получив улучшенные системы вентиляции, охлаждения и смазки.
Особенности двигателя:
- охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой;
- воздухоочиститель – 2-ступенчатый с индикатором засоренности и 2 фазами очистки воздуха (эжекционной и мокрой);
- система смазки – комбинированная с очисткой в центрифуге.
Характеристики мотора В-31М4:
- рабочий объем – 38,88 л;
- номинальная мощность – 237(323) кВт (л.с.);
- расчетная частота вращения – 1400 об/мин;
- количество цилиндров – 12;
- диаметр цилиндра – 150 мм;
- запас крутящего момента – 11%;
- расход топлива – 45,3 л/час;
- емкость топливного бака – 700 л.
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-det-250/
Стоимость нового или бывшего в использовании
В силу своих функций выпускался по 2013 г. Понятно, что по причине устаревания конструкции модель в настоящее время признана не соответствующей современным требованиям. Цена составляет 5,5-9,5 миллионов рублей и зависит от модификации и установленных дополнительных агрегатов. Объявления о продаже чаще всего с фото ДЭТ-250, для понимания и зрительной оценки его состояния.
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-det-250.html
Аналоги
Продолжением технической линейки с аналогичными конструкциями являются следующие модели: ДЭТ-250 М2, ДЭТ-320, ДЭТ-400. Иностранным аналогом является komatsu.
В целом ДЭТ-250 – качественная спецтехника, по оптимальной цене, зарекомендовавшая себя мощью и надежностью за долгие годы эффективной работы.
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-det-250.html
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://BuldozerSpec.com/buldozer-det-250/: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 1738 (9%)
- https://spectekhnika.info/buldozer-deht-250/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 9219 (49%)
- https://SpecNavigator.ru/buldozer/det-250.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 2496 (13%)
- https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-det-250.html: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 1876 (10%)
- http://spectehnika-info.ru/buldozer-det-250/: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1265 (7%)
- https://ospetstehniki.ru/articles/tehnicheskie-harakteristiki-traktora-det-250.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2167 (12%)