Модификации и технические характеристики экскаватора ЭО-4121

Гусеничный экскаватор ЭО-4121 стал настоящим прорывом в сегменте строительной спецтехники во времена Советского Союза. Это первый полноповоротный экскаватор, использующий гусеничную платформу и гидравлическую систему. Самый первый образец сошел с конвейера Ковровского экскаваторного завода в 1970 году, а уже в 1974 году он был запущен в серийное производство. Выпускалась машина довольно долгое время, но в 1990-х годах серийное производство было прекращено в связи с выпуском новой разработки – ЭО-4225.


Блок: 1/7 | Кол-во символов: 508
Источник: https://exkavator-info.ru/ekskavator-eo-4121/

Описание и особенности

Данный экскаватор классический представитель сегмента строительных машин 1970-х и 1980-х годов, поскольку в этот период практически на каждой строительной площадке использовалась только эта модель. Также ЭО-4121 является родоначальником полноповоротной землеройной техники, так как именно эта модель впервые получила принцип гидравлического поворота рабочих агрегатов. В целях повышения мощности и производительности рабочих органов, было решено увеличить давление во всей гидравлике до 250 килограмм на квадратный сантиметр.

Ключевыми достоинствами данного экскаватора являются:

  1. Простое и не затратное техническое обслуживание. Конструктивные особенности машины позволяют легко добраться практически до всех узлов и деталей, что положительно сказывается на удобстве и экономичности техники в плане ремонтных работ.
  2. Долгий срок службы всех элементов экскаватора. Детали, используемые в корпусе, навесном оборудовании и силовой установке изготавливаются с применением высокопрочного металла, благодаря чему удалось предотвратить появление коррозии. В результате этого и в настоящее время можно зачастую увидеть полностью функционирующий экскаватор ЭО-4121.
  3. Кабина экскаватора вышла довольно комфортабельной для своих лет. Имеются звукоизоляционные материалы и теплоизоляция, благодаря чему внутри поддерживается оптимальная температура для работы оператора в холодное время года.
  4. Экскаватор обладает тремя гидравлическими моторами. Один из них отвечает за управление поворотной платформы, когда остальные используются в качестве привода для гусениц.
  5. Машина имеет довольно высокую устойчивость при проделывании землеройных работ. Это обусловлено правильным расчетом центра тяжести и наличием специальных противовесов.
  6. Спереди кабина использует только стекло, благодаря чему удалось значительно повысить обзорность рабочего участка с места оператора.

Но помимо преимуществ у данного экскаватора имеется один недостаток, а именно это невысокая эргономика рабочего места оператора. Расположение приборов и рычагов в кабине выполнено не совсем удачным образом, так, оператору во время продолжительных работ требуется часто менять положение тела, что в свою очередь влечет утомляемость.

Комплектация экскаватора содержит в себе несколько видов сменного рабочего оборудования, а именно это ковши с объемом от 650 кубических миллиметров и до 1500 кубических миллиметров. Основным предназначением ЭО-4121 является проделывание каких-либо работ в температурных условиях от минус 40 градусов по Цельсию и до плюс 40 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что имеется еще и тропическое исполнение данного экскаватора, версия которого способна исправно работать даже при температуре окружающей среды в плюс 55 градусов по Цельсию.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2740
Источник: https://exkavator-info.ru/ekskavator-eo-4121/

История создания


Дебютный экземпляр данной землеройной техники был собран в 1970-м году. После прохождения всесторонних испытаний, серийное производство экскаваторов «ЭО-4121» было налажено в 1974 году на Ковровском экскаваторном заводе, Владимирская область.

Ковровский экскаваторный завод, или «Ковровец»является изготовителем первого в нашей стране экскаватора и, в целом, – одним из старейших предприятий всего отечественного машиностроения. Он был основан на производственной базе железнодорожных мастерских, работающих с 1861 года при станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.

В 1930 году мастерские были преобразованы в завод по ремонту землеройных машин иностранного производства. А уже 21 апреля 1931 года здесь был построен первый в истории советский экскаватор, ставший родоначальником обширного семейства экскаваторов «Ковровец».

И в советские времена, и поныне Ковровский экскаваторный завод – одно из передовых и ведущих отечественных предприятий данной отрасли. За годы работы с его конвейера сошло около ста тысяч единиц землеройной техники, а количество различных моделей и модификаций достигло 64-х видов. Экскаватор «ЭО-4121» продержался на заводском конвейере вплоть до 1991 года, а прямыми его «потомками» стали модели «ЭО-4124», «ЭО-4125», «ЭО-4224», «МТП-71» («ЭО-4221»). Современным воплощением концепции «ЭО-4121» можно назвать экскаватор «ЭО-4225» – более прогрессивную и совершенную версию.

Сегодня Экскаваторный завод «Ковровец» специализируется на выпуске полноповоротных гидравлических гусеничных экскаваторов: «КиТ-26», «ЭО-4225А-071», «ЭО-4225А-061» с полным спектром навесного оборудования. Производит также лесозаготовительную и погрузочную технику.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1692
Источник: https://spectekhnika.info/ehkskavator-eho-4121/

Двигатель

Экскаватор комплектуется 4-тактным 6-цилиндровыи дизельным агрегатом модели «А-01М» (производитель «Алтайдизель») с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Данный мотор имеет рядное вертикальное расположение цилиндров. Запуск силовой установки осуществляется посредством карбюраторного одноцилиндрового пускового двигателя «ПД-10У» с мощностью в 10 л.с. Дополнительно устанавливается подогреватель «ПЖБ-300В», облегчающий пуск мотора в холодное время.

Характеристики двигателя «А-01М»:

  • номинальная мощность – 130 л.с.;
  • частота вращения – 1700 об/мин;
  • степень сжатия – 140.
Блок: 4/7 | Кол-во символов: 597
Источник: https://TraktorBook.com/ekskavator-eo-4121/

Технические характеристики


Габаритные размеры:

  • длина – 4900 мм (без ковша);
  • ширина – 2900 мм;
  • высота – 3060 мм.

Прочие характеристики:

  1. Дорожный просвет – 942 мм.
  2. Скорость передвижения – 2,8 км/час.
  3. Производительность – до 150 кубометров/час.
  4. Число оборотов платформы в минуту – 6.
  5. Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 3,13 м.
  6. Емкость рабочего ковша – 0,65–1,5 кубометров.

Радиус / глубина копания:

  • обратной лопатой – 9,2 / 5,8 м;
  • прямой лопатой – 7,25 / 3,6 м;
  • грейфером – 8,9 / 3,2 м;
  • погрузчиком – 3,75 м.

Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс. Высота загрузки – 5 метров.

Масса:

  • с прямой лопатой – 19,87 т;
  • с обратной  лопатой – 20,9 т;
  • с грейфером – 20,9 т;
  • с погрузчиком – 19,87 т.

Продолжительность цикла:

  • с прямой лопатой и погрузчиком – 16 секунд;
  • с обратной лопатой – 20 секунд.

Давление на грунт – 63,6 кПа.

Двигатель – дизельный:

  • объём – 11,15 л;
  • мощность – 135 л.с.;
  • расход топлива–163 г/л.с.-ч;
  • расход масла на угар – 0,3% к расходу топлива.

Габариты

Технические характеристики экскаватора ЭО 4121 позволяют отнести его к 4-й размерной группе. Это значит, что он предназначен для работы с ковшами ёмкостью 0,65—1,5 кубометров. Использование ковшей меньшего размера будет неэффективным, большего – приведет к перегрузке механизма. Длина экскаватора без ковша составляет 4900 мм, ширина – 2900 мм, высота – 3060 мм. Высота оси пяты стрелы – 2020 мм. Расстояние от оси пяты до оси вращения – 520 мм.

Двигатель

Экскаваторы ЭО-4121 комплектовали дизельными двигателями А-01 и А-01М, изготовленными на Алтайском моторном заводе. Перед разработчиками стояла задача сконструировать максимально простой по конструкции и неприхотливый мотор, который работал бы в широком температурном диапазоне и не требовал сложного и частого обслуживания. Результатом стал шестицилиндровый четырёхтактный безнаддувный дизель, который успешно выпускается до сих пор. Им комплектуются сельскохозяйственные и лесопромышленных тракторы, а также дорожно-строительная техника.

Схема экскаватора ЭО 4121

Каждый цилиндр был оснащён двухклапанным механизмом газораспределения. Цилиндры расположены в ряд, вертикально. Подача топлива в цилиндр обеспечивается непосредственным впрыском. Охлаждение – жидкостное. Для надежного запуска предусмотрен специальный одноцилиндровый пусковой двигатель «ПД-10У». Его мощность составляет 10 л. с. Для зимнего запуска мотор оснащен предпусковым подогревателем ПЖБ-300В. В условиях зимних разработок это обеспечило экскаватору надежную работоспособность.

Система была оснащена ТНВД золотникового типа, форсунками с многодырчатым распылителем и центробежным воздушным фильтром циклонного типа. В конструкции двигателя и топливной системы были применены ряд  инноваций, что позволило поднять его моторесурс до 12000 моточасов.

Ходовая часть

Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм. В отличие от более ранних моделей, каждая гусеница получала импульс от индивидуального гидромотора через редуктор. Натяжение гусеничной ленты обеспечивалось гидроцилиндром.

Конструкция гусениц из литых траков, с цевочными зацеплениями обеспечивала отличные показатели прочности и надёжности. Для использования на переувлажненных и слабых грунтах была предусмотрена возможность комплектации звеньями увеличенной ширины, позволявшими сократить давление на грунт.

Поворота платформы обеспечивал трехступенчатый редуктор, поворотная шестерня и гидромотор. Распределительные блоки золотников располагались за кабиной.

Кабина

Кабина оператора с современной точки зрения обладает минимальным набором удобств, однако для своего времени была прогрессивной. Разработчики позаботились о качественной вентиляции и отоплении, снабдили кабину превосходной тепло- и шумоизоляцией, а также мягким сиденьем с возможностью регулировки. Поглощение вибраций и ударов обеспечивалось за счет резиновых амортизаторов.

Выглядит экскаватор достаточно необычно – чтобы уравновесить кабину на поворотной платформе, пришлось расположить ее как можно дальше от двигателя. Это обеспечило экскаватору устойчивость и дополнительное усилие на ковш.

Гидравлическая система

Гидропривод рабочих органов долгое время был гордостью разработчиков – показатель в 250 кг/см был рекордным как для Советского Союза, так и для Европы. Конструктивно привод состоял из сдвоенного насоса, распределительной и предохранительной аппаратуры и рабочих органов. Гидронасосы устанавливались в едином корпусе и работали от дизельного мотора через редуктор. Распределительные блоки золотников были закреплены позади кабины.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 4440
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/ekskavatory/ekskavator-eo-4121-tehnicheskie-harakter.html

Устройство

К основным узлам техники следует отнести кабину с пультом управления, ходовую часть, двигатель, гидросистему, поворотную платформу, рабочее оборудование и электрооборудование.

Конструкция ЭО-4121 включает гусеничную платформу с поворотным механизмом. Поворотная часть представлена системами управления, топливным баком, гидравлическими системами, кабиной машиниста и противовесами. Техника комплектуется пятью гидроцилиндрами, мощным мотором и тремя гидравлическими двигателями (первый применяется для управления основной платформой, два других – для осуществления движения гусеничного хода).

Кабина техники имеет повышенную обзорность благодаря застекленной передней стенке и дополнительной подсветке, в ней очень тихо и тепло. Также кабина оснащается снегоочистителем, отопителем и охладителем воздуха. Однако эргономичности данному элементу явно не хватает. В процессе использования ножных педалей дотянуться до рычагов удается не всегда, при удобном управлении рычагами ноги упираются в стекло. Подобные недоработки приводят к снижению эффективности работы, а оператор из-за неудобной позы при работе регулярно страдает от болей в спине.

kovrovПоворотная платформа устанавливается через роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходовой части. На нее монтируются двигатель, бак рабочей жидкости, рабочее оборудование, гидропривод с предохранительными устройствами и распределителями, топливный бак, мотор и кабина. В задней части платформы находится противовес.

Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм, в котором каждая гусеница получает усилие от индивидуального гидромотора посредством редуктора. Гидроцилиндр отвечает за натяжение гусеничной ленты. В конструкции ходовой части предусмотрено оборудование уширенными звеньями, позволяющими существенно сократить давление на грунт. Подобный вариант предназначается для использования на переувлажненных и слабых грунтах.

Механизм поворота включает трехступенчатый редуктор, поворотную шестерню и гидромотор, состоящий из предохранительной и распределительной аппаратуры, сдвоенного насоса и исполнительных рабочих органов. Производительность насосов, смонтированных в едином корпусе, может регулироваться. Сами они запускаются от дизельного моторами посредством раздаточного редуктора. На поворотной платформе за кабиной находятся распределительные блоки золотников.

Конструкция техники предполагает возможность применения сменного рабочего оборудования различной

  • прямой лопаты с поворотным ковшом;
  • грейфера;
  • обратной лопаты;
  • прямой лопаты;
  • погрузочного оборудования;
  • грейфера с удлинителем;
  • обратной лопаты, имеющей удлиненную рукоять;
  • рыхлителя;
  • грейфера с удлинителем.

Следует отметить, что технологические возможности модели ЭО-4121, имеющей «жесткую» подвеску рабочего оборудования существенно шире, нежели технологические возможности версии Э-625Б с «гибкой» подвеской.

Дополнительно экскаваторный завод в Коврове предлагает сменные рабочие органы:

  1. к обратной лопате 0,65-кубометрвый ковш; трехзубое или однозубое захватно-клещевое устройство; статистический рыхлитель; удлиненную рукоять и гидромолот «СП-62»;
  2. к грейферному оборудованию удлиненные вставки и 1-кубометровый грейферный ковш;
  3. к оборудованию прямого копания 1,5-кубометровый ковш, позволяющий осуществлять погрузочные работы с большей производительностью; 1-кубометровый ковш и 1-кубометровый ковш с открывающимся днищем.
Блок: 6/7 | Кол-во символов: 3347
Источник: https://TraktorBook.com/ekskavator-eo-4121/

Сменное рабочее оборудование


Виды оборудования:

  • обратная лопата с ковшами ёмкостью 0,3–1,25 кубометров;
  • грейфер;
  • прямая лопата;
  • прямая лопата с поворотным ковшом;
  • погрузчик;
  • гидромолот.

Более современные модификации комплектовалились также рыхлителем и гидроножницами.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 260
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/ekskavatory/ekskavator-eo-4121-tehnicheskie-harakter.html

Заключение

Сегодня ЭО-4121 востребованы в очень узком сегменте любителей старой техники. Высокая мощность и малая скорость передвижения ставит под вопрос целесообразность использования этого экскаватора в частных хозяйствах, а устаревшие технические решения и проблемы с запчастями делают его малопривлекательным для крупного и среднего бизнеса. Тем не менее, ЭО-4121 сыграл свою роль в истории отечественного тракторостроения и послужил базой для ряда успешных современных моделей.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 481
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/ekskavatory/ekskavator-eo-4121-tehnicheskie-harakter.html

Отзывы


Отзывов людей, которые действительно имели опыт работы на экскаваторах «ЭО-4121», в интернете немного.Большинство их сводится к одному: добротный был экскаватор, простой, надёжный и неприхотливый.

При любом раскладе, гидравлические экскаваторы – более производительные и удобные в работе, чем экскаваторы с канатно-блочной системой управления. Поэтому создание и внедрение экскаватора «ЭО-4121»в значительной степени улучшило производство землеройных работ на советских стройплощадках.

Отмечается в отзывах и то, что экскаваторы на гусеничном ходу – намного устойчивей и безопасней при работе, чем экскаваторы на пневмоколёсном ходу. Правда, скорость гусеничных экскаваторов чрезвычайно малая, и перевозить их с одного объекта на другой нужно только на трейлерах.

Бывшие машинисты экскаваторов «ЭО-4121» отмечают, что конструкция его имеет минимальное число деталей (не в ущерб функциональности), и он очень ремонтопригоднен. Обладает довольно высокой степенью унификации с многими моделями отечественных и импортных экскаваторов (в частности, гидравлика). Это позволяет сравнительно легко подобрать для него необходимые запасные части.

Кабине экскаватора, конечно, не хватает удобства и эргономичности. Во время применения ножных педалей дотягиваться до рычагов получается далеко не всегда, а при наиболее целесообразном управлении рычагами – ноги начинают упираться в стекло. Такие недоработки, вкупе с общим неудобством «скворечника», вынуждают машиниста экскаватора работать в неудобной позе и напрягать спину. Что в конечном итоге приводит к снижению эффективности его работы и производительности.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1604
Источник: https://spectekhnika.info/ehkskavator-eho-4121/
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 15669
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://exkavator-info.ru/ekskavator-eo-4121/: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3248 (21%)
  2. https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/ekskavatory/ekskavator-eo-4121-tehnicheskie-harakter.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5181 (33%)
  3. https://TraktorBook.com/ekskavator-eo-4121/: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3944 (25%)
  4. https://spectekhnika.info/ehkskavator-eho-4121/: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3296 (21%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий